?

Log in

No account? Create an account
 
 
06 March 2012 @ 01:46 am
"Нелепая поэмка" МТЮЗ, 5 февраля 2012  
В связи с морозами метро превратилось в большой бомжатник, с кучками оборванных, побитых и опухших людей, бросающих злые взгляды на чистую публику. Поэтому мир, представленный в спектакле, казался вполне привычным. Как и Иван Карамазов - крепкий молодой человек в чёрном пальто, надетом на кенгурятник с капюшоном, таких в метро много.
Мы смотрели "Поэмку" примерно год назад и часть спектакля прохлопали глазами от неожиданности трактовки, потому хотелось увидеть его более твёрдым взглядом. Мой прежний отзыв http://lotta20.livejournal.com/138352.html

Оказалось, что ничто не прошло мимо, даже акценты не сместились, но увиделось больше.
Спектакль делится на две части. Сценография - условный Иерусалим, с коричнево-кирпичной стеной, чёрным ночным небом и горой крестов, которая вначале укрыта наподобие шатра. Перед ним, как перед скинией Давид, пляшет Иван, отмахиваясь от оборванцев. На краю сцены - трактирный стол, связующий мирское и библейское.
В прошлый раз не оценила Алёшу, а зря: он действительно идеальный слушатель, чутко реагирующий на исповеди и рассказы.
В первой части главный - Иван, человек (молодой человек), исступлённо любящий жизнь, всем своим существом отзывающийся на все её проявления. Для начала он показывает "простенькое" - в смысле, понятное. Потому что сопереживать несчастным, страдающим детям легко, рассказы Ивана затрагивают струны всех зрителей. Но и это не так просто, как оказалось: спектакль отнюдь не сентиментальный. Сам Карамазов смахивает злую слезу, у массовки блестят глаза - но у зрителя лишь ком в горле, напряжение растёт, а разрядки нет. Велика роль звукоряда. Звуки, мелодии, пение ансамбля "Сирин" негармоничны, цепляют сильно, но иногда и немного снимают напряжение.
Иван в каком-то смысле "выступает на разогреве" у Великого Инквизитора (а Николай Иванов - у Ясуловича). Инквизитор - творение Ивана, и он сменит его в качестве героя. А безгрешных детей, которых так легко жалеть, сменят грешные люди.
Массовка - одна из (многих) удач спектакля. Нищие, оборванцы, калеки - это и есть обычные люди, грехами наружу. Инквизитор относится к ним, как Иван к детям, только выражается это по-другому.
Читала, что кого-то когда-то Ясулович в этой роли не убедил. Не понимаю, как такое может быть, разве что раньше он играл по-другому. Вообще, надо признать, что в этом тяжёлом и трудном спектакле главная зрительская радость связана именно с его игрой - потому что речь о ПРЕКРАСНОМ в искусстве.
Ясулович - большой актёр, и потому с возрастом в нём сильнее проявилась крепость, вкус и красота. И духовность. Внутренняя связь почти бесплотного, измождённого чувством ответственности и великой любви к людям Инквизитора и Карамазова, переполненного жизненными силами, - каркас, на котором держится весь спектакль.
Как и все постановки о существе власти, о взаимоотношениях власти и народа на данный момент спектакль очень актуален, но как-то не хочется об этом думать. Должно быть, потому, что масштаб личности героев резко контрастирует с тем, что мы видим в нашей нынешней жизненной драме. И от этого грустно.
 
 
 
gala_spb on February 18th, 2012 08:13 am (UTC)
Алеша (если по прежнему играет А.Финягин) - очень хорош, я сразу же отметила у него именно "достоевское" существование в диалоге. Жаль только,что его собственное качание ("Расстрелять!") из режиссерского решения выброшено