lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Чайка" (Стеклова)

После снятия "Макбетта" я часто думала о том, что из всех актёров-участников больше всего пострадала Стеклова, так как подобной многоплановой роли в её репертуаре нет и вряд ли будет.
"Чайка" утешила нас во многих смыслах, в том числе, и в этом: Агриппина получила роль, равнозначную (по крайней мере) Ведьме-Леди Макбетт.
Даже самых выдающихся актёров, которые могут играть ВСЁ, лучше использовать в том качестве, где они более всего сильны, на том уровне, который другим не под силу, иначе - обидно. Так, мне всегда было обидно видеть Стеклову в ролях "простых" женщин - в кино, в театре же она в таком амплуа вообще малоубедительна, тут не скрыть ни темперамент, ни масштаб личности. Стеклова - одна из немногих актрис "парадоксального" метода, среди женщин таких очень мало, бытовые или одноплановые роли не для неё. Конечно, в репертуаре остаются два бутусовско-шекспировских спектакля, но и Регана, и Елизавета - женщины достаточно цельные, парадокса в них явно не хватает.
То, что именно роль Нины Заречной, позволит актрисе полностью проявить свои возможности, было настоящим сюрпризом.
Стеклова обладает очень ценным актёрским качеством - способностью перевоплощаться внутри одной роли. Многоликая Леди Макбетт как раз и поражала тем, что в конечном счёте это был единый образ - жены и возлюбленной эрцгерцога Дункана и его генерала Макбетта... (Вот стала сейчас вспоминать спектакль - хоть плачь! Как же так - ведь все актёры живы-здоровы, в прекрасной форме...) Но - хватит об этом: ведь есть "Чайка", есть Заречная.

Про то, что героиня намного моложе актрисы, забываешь быстро. У Нины юное чистое лицо, жадное любопытство к жизни. Она лишь начинает познавать себя, свою женскую власть. Костя - её первая, полудетская любовь. Той силе и самоотдаче, с какой она произносит монолог, не удивляешься: и сила, и творческое горенье ощущаются в ней с самого начала - пока ещё в наивных проявлениях. Сцена опьяняет её, она чувствует себя прекрасной - это тоже юношеское.
Важный момент: когда Костя прекращает спектакль после выходок Аркадиной, Нина не сразу приходит в себя. Все эти зрительские реплики и реакции её не сбивают, она готова продолжать и даже не понимает, что происходит с Костей. В некоторых спектаклях это непонимание выражено сильнее, в других - Нина злится и не прощает Косте срыва, того, что он прервал её игру.
В сцене, когда кричит "чудовище", а Заречная ест яблоко, она очень напоминает Дурочку из "Андрея Рублёва" (ассоциации с Тарковским у меня вообще возникают часто во время спектакля).
В сцене "посвящения в актрисы" Стеклова очень красива - как и положено Героине: роскошные волосы, глубокий взгляд, выразительное лицо, уверенность движений. Она уже внутренне принадлежит другому миру.
Ещё один привет из прошлого - прекраснейший финал 3-го действия под музыку "It's not too late" - Нина походкой Леди Макбетт, в расстёгнутых башмаках подходит к стулу и садится рядом с Тригориным. И её взгляд, в котором понимание неизбежного - оттуда же.

Две разных Нины 4-го действия - ещё одна удача спектакля. Сперва - крайность, возможное развитие сюжета, потом - настоящее. Финал - великолепный!
 Вообще все сцены Стекловой и Трибунцева, Стекловой и Суханова образцы партнёрства - по взаимопониманию, точности и классу игры.

У выдающейся актрисы Агриппины Стекловой 15 февраля - День рожденья!
(Выяснила это уже после того, как написала пост).
Tags: БУТУСОВ, САТИРИКОН, Чайка, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments