?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 April 2012 @ 12:36 pm
"Чайка" 31 марта 2012 (Золотая Маска)  
У "Чайки" с самого начала, с прогонов и премьеры, был отчётливый трагический привкус. Это особенно хорошо чувствовали поклонники "Макбетта", для которых в своё время снятие спектакля стало чуть ли не психологической травмой. Мы боялись, что "Чайка" в репертуаре недолго продержится.
Потом этот страх ушёл, но всё равно спектакль вызывал тревожное чувство. Он очень личный - не только для режиссёра и актёров, но и для зрителей, которых зацепил эмоционально. А личное - это личное: сроднились между собой актёры-участники, и постоянные зрители стали относиться к ним, как к родным, пропуская через себя все проблемы, все накладки и сбои, которые в столь сложном и экспрессивном спектакле случаются регулярно.
Это любовь.
Про вчерашнюю "Чайку" те, кто "в теме", думали: отменят! Серьёзная травма Марины Дровосековой - Девушки, которая танцует - привела к заменам других спектаклей с её участием. Все знали, что ей совсем нельзя сгибать ногу, а тут - надо танцевать!
Не отменили. И почти ничего не изменили, только Марина танцевала босиком и лицо у неё было похудевшее, измученное. А в зале - жюри "Золотой Маски".
Некоторую нервность актёров и незначительные сбои в спектакле вполне можно было объяснить фестивальным волнением, мало кто знал, что всё намного сложнее и хуже.
Во время своей долгой зрительской практики я неоднократно сталкивалась с проявлениями актёрского героизма (в том числе и вынужденного), но впервые видела столь прямое и страшное воплощение максимы про то, что "искусство требует жертв". Здесь было конкретнее: жертв требовал ТЕАТР, театральное чудовище - главный герой "Чайки". Собственно, и сам спектакль - про это, так что чему удивляться...
Я смотрела на сцену с двойственным чувством. Снова вспомнилось прощание с "Макбеттом", когда наслаждение любимым спектаклем соседствует со страхом и болью. И любовью к актёрам, которые творят это с собой и с нами.
Они победили - спектакль был. А Марина Дровосекова, с зафиксированной коленкой, с трагическими глазами, играла прекрасно. Надеюсь, что её слёзы на поклонах хотя бы частично были счастливыми и она почувствовала всю силу нашей любви, потому что этот актёрский подвиг был совершён не напрасно.
Достанутся спектаклю "Маски", или нет - не так уж и важно. "Чайка" выше и больше "Маски" и прочего околотеатрального. Главное - чтобы она жила и летала, чтобы жертвы, которые приносятся театру всё-таки... не были слишком страшными.
А уже ночью на радио Культура была передача, посвящённая спектаклю. И почти все актёры-участники извинялись за пафос, которого действительно трудно избежать, когда говоришь о таком. И мне тоже хочется извиниться за пафос, но пожалуй, не буду - об этом спектакле можно и нужно говорить и с пафосом, и с любовью.