lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Калигула" Театр на Юго-Западе, 29 апреля 2012

Иногда бывает, что пристрастие к какому-то актёру легко объяснить вкусовщиной, и ты это понимаешь. Здесь, как мне кажется, другой случай, хотя моё мнение разделяют немногие.
Речь идёт о Максиме Драченине в роли Сципиона, которую он играет лишь в отсутствие основного исполнителя Дениса Нагретдинова. Между тем, его участие делает спектакль намного более сложным.
Драченин для Юго-Запада актёр нетипичный: юго-западные герои, как правило, брутальны и экстравертны, победительно самоуверенны. Драченин же тонок, моложав и, главное, склонен к рефлексии. Роль юноши-поэта, зеркально отражающего одну из сущностей Калигулы, загубленную им в себе, очень ему подходит. Кроме того, нынешнему спектаклю остро недостаёт дополнительных смыслов, которые несут в себе второстепенные герои. Без них он превращается в моноспектакль в сопровождении статистов, а своё соло после ухода Сергеева-Геликона ведёт лишь  Бакалов-Керея. Сергееву не хватало техники (как и Драченину, кстати), но техника менее важна, чем внутреннее ощущение персонажем своей правды. Тем более, что правда Калигулы довольно проста: мир ужасен, чтобы как-то изменить его, нужно идти до конца хоть в чём, самое логичное - в злодействах. Собственно, это главный посыл Юго-Запада - идти до конца, жить до конца. Однако хочется бОльшей сложности.
Когда я ещё не знала Драченина-актёра, на меня сильное впечатление произвели его фото - присутствием напряжённой внутренней жизни в глазах, лице. Я ещё подумала, что в кино актёру повезло бы больше. Его Сципион задумчив, сосредоточен, его отчаянье загнано внутрь. Тут только и становится  понятной фраза Кереи: "Я ещё больше ненавижу его за то, что он с тобой сделал". 

Касательно других изменений в спектакле, который смотрела после долгого перерыва... Энергетически не хватало Матошина. Концепта он не добавлял, но  с ним интереснее, а Лакомкин в роли Муция почему-то блёклый. Зато порадовали двое: Фарид Тагиев и (вот от кого не ожидала!) Астапенко. Тагиев, как мне кажется, по-актёрски вырос. Раньше в его игре чувствовалась вторичность и легковесность, а тут как бы изменился масштаб личности, появилось настоящее понимание героя и ситуации. Лицо у него подавленно-обречённое, озлобленность направлена не только на Калигулу, но и на себя - потому что угроза, нависшая над младшим сыном, связывает ему руки. В убийстве тирана он заинтересован больше всех, и это настоящее, кровное - в отличие от общефилософских мотиваций Кереи и мышиной возни остальных. Астапенко с его фактурностью и неподвижным лицом для роли Геликона подходит в принципе. Но порадовала ещё его наполненность в течение всего спектакля. И вообще - это удачная работа.
Tags: Ю-З
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments