?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 September 2012 @ 10:41 pm
"Ходики" дипломный фильм Бориса Мнухина, премьера в "Фитиле", 8 сентября 2012  
... или "Как извлечь самого себя".

Перед фильмом нас предупреждали, что он психоделический и вообще... странный. Предупреждали напрасно, но видимо, неслучайно: публика в зале была "своя", то есть киношная и вроде бы подготовленная, но её реакция меня удивила.
Прежде всего задумалась над тем, что же  люди вкладывают в привычную фразу "внятно рассказать историю", и сдаётся мне, что речь идёт о сюжете, вот так, по-простому. Потом недоумение вызвала попытка трактовать фильм фрейдистским образом: типа маленький человек борется с комплексами, полученными в детстве благодаря воздействию авторитарной матери. Стремление рассматривать фильмы (спектакли, книги...) под определённым и удобным углом в принципе понятно, но в этом случае неприятно, так как сводится к упрощению. Лучше уж ограничиться стандартным "спасибо за ваше искусство". Я своё "спасибо" говорю с удовольствием, так как фильм мне очень понравился: режиссёр, как и положено настоящему художнику, мыслит образами, а это сейчас большая редкость.

С моего (тоже определённого) угла зрения фильм представляется развёрнутой метафорой, выраженной прихотливым и сложным киноязыком. Речь о человеке, который очень хочет, но никак не может... родиться. Он живёт во времени, он существует, но рождения нет. Образ часов, тикающих вразнобой, подчёркивает условность его жизни, как и формальный день его рождения - 29 февраля. Он просыпается, у него, похоже, целый план составлен: что надо сделать для того, чтобы извлечь себя... Он завтракает. Образ яйца - оно не подчиняется, растекается, пачкает очки. Герой наблюдает за ним. Кирилл Кяро играет "натурально", до физиологизма, это нужно, потому что так герой конкретизируется, он живой, хотя пока ещё только зародыш, он за внешним миром, за девушкой-соседкой, наблюдает как бы из скорлупы - вот она-то родилась по-настоящему, у неё в руках скрипка, она уже способна творить... Образ матери - тревожный, неопределённый: это и женщина на фотографии, и "Незнакомка" Крамского в раме, и тёмный силуэт из сна... Это тоже связано с мыслью о рождении. Как и кошмарные сны с повторами: ведь ребёнку, который стремится наружу, в большой мир, очень страшно...
Детская тема: глаза героя за очками, восприятие себя маленьким, часы-ходики, рисунки Леонардо, картина Кабакова, которую я не успела рассмотреть...
Фильм - дипломная работа режиссёра. Он был снят несколько лет назад, но лишь сейчас завершён по причинам, скорее всего, чисто техническим. Некоторый налёт ученичества в нём ощущается: выразительные излишества, демонстрация возможностей режиссёра, оператора, художника ( что вполне здесь уместно и даже хорошо)... и лёгкое, светлое отношение к теме, которая при другом подходе могла иметь трагическую окраску. Выход есть, всё получится! Герой преодолевает муки собственного рождения, разбивает скорлупу (в фильме - стеклянный потолок). У него - пушистые крылья птенца, и звучание его трубы (почти архангельской) сливается со звучанием скрипки в руках девушки.

Фильм очень красивый. Получили огромное удовольствие и от всего видеоряда, и от мелких деталей (стакан с подстаканником в современном интерьере), и от прекрасно подобранной музыки. Плюс чудесные лица Кирилла Кяро и Евгении Крегжде (оба почти не изменились), плюс закадровый Вертков - если бы не титры, не узнали бы, но приятно всё равно.
Tags: