lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Межсезонные размышления

Часто думаю о театре и о трёх "всадниках Апокалипсиса" - об актёрах, которые настойчиво и последовательно развивают тему "конца света". Наверняка есть другие такие, но этих лучше всего знаю и больше всего люблю.
Уже приходится признать, что актёры с "вечной" темой интересуют меня гораздо больше, чем "герои времени" или те, кто обычно играет себя в предлагаемых обстоятельствах. Это чисто личное и субъективное, к тому же интерес к другим остаётся, и весьма сильный... Но всё же... В межсезонье нового материала немного, поэтому в голове постоянно что-то варится, к тому же есть с кем обсуждать (благо сын в теме). Здесь, конечно, определённый угол зрения на этих актёров, важный лично для меня.

Трибунцев. Апокалипсис в одной отдельно взятой душе. Смерть, потеря близких (даже возможная потеря, сама мысль о ней, как у Ёжика), несчастная любовь, невозможность спасти заблудшую душу... Вроде бы всё конкретно, но это только так кажется, на самом деле герой Трибунцева - это мы все. Его игра вызывает безмерную жалость к людям, которая по сути и есть любовь. Это очень светлое чувство, несмотря на осознание обречённости.
Денис Суханов. Его герой живёт во время Апокалипсиса, и он уже не только человек, но идея. Декадентское мироощущение, разрушительное по сути, но... не окончательное. То есть конец света - это ещё не конец. Есть чувство, что после всего-всего может возникнуть что-то новое, отсюда тема преображения (Дункан, Крутицкий, Глостер). Суханов играет экспрессивно, резко, всё напоказ... Но при этом внутреннее наполнение может идти наперекор внешним моментам и даже наперекор тексту, его главная тема ломает спектакль. Бутусов как-то умеет это контролировать, иногда загоняя актёра в жёсткий рисунок (Бекингем).
Третий всадник, точнее всадница (как в "Макбетте": что я, всадника от всадницы не отличу?) - Роза Хайруллина, моё главное зрительское открытие прошлого сезона. Тут всё ещё круче, чем с теми двумя, потому что у Розы произошло полное творческое совпадение с режиссёром: она играет про Апокалипсис, он - ставит. Я видела фрагменты добогомоловской Розы - "Мамаши Кураж", там всё это уже было, но он потом развил и отшлифовал - повезло... Её герой (гендерные моменты тут учитывать бессмысленно) конец света уже пережил. Апокалипсис состоялся, Освенцим был, что не убило, то сделало сильнее. В каком-то смысле это сверхчеловек, ницшеанский герой, стоик, который выковал собственную мораль и собственное (достаточно высокомерное) отношение к жизни и людям - будь это хоть Лир, хоть Мурзавецкая, хоть продавщица из "Года..." Пережитые страдание безмерны, но уже в прошлом, жалеть её глупо (кто она и кто мы?). Что выражает её лицо, её интонации - разбираться бессмысленно, формулировать невозможно. В ней отсутствует рефлексия, но глубина просто бездонная. Интересно ещё то, что манера Розы формально совпадает с манерой современного европейского театра, присущёй актёрам Богомолова (всё держать в себе, наружу выдавать лишь капли) - формально, потому что форма тут дело десятое, главное - суть. Это и не человек, и не идея, это КТО-ТО. Поразительно, что отдельность героини, её неправильность (в обыденном понимании) сохраняется даже на поклонах, и думаю, не только из-за усталости и самоотдачи.
Конечно, нельзя сказать, что эти актёры играют на сцене только трансцендентальные сущности, речь о главной теме. А так... есть создаваемые образы, психологизм, есть наблюдения, поражающие своей точностью. Много чего в них есть. 
Tags: Роза, личное, разное, т-р
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments