?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 September 2012 @ 02:55 pm
Межсезонные размышления  
Часто думаю о театре и о трёх "всадниках Апокалипсиса" - об актёрах, которые настойчиво и последовательно развивают тему "конца света". Наверняка есть другие такие, но этих лучше всего знаю и больше всего люблю.
Уже приходится признать, что актёры с "вечной" темой интересуют меня гораздо больше, чем "герои времени" или те, кто обычно играет себя в предлагаемых обстоятельствах. Это чисто личное и субъективное, к тому же интерес к другим остаётся, и весьма сильный... Но всё же... В межсезонье нового материала немного, поэтому в голове постоянно что-то варится, к тому же есть с кем обсуждать (благо сын в теме). Здесь, конечно, определённый угол зрения на этих актёров, важный лично для меня.

Трибунцев. Апокалипсис в одной отдельно взятой душе. Смерть, потеря близких (даже возможная потеря, сама мысль о ней, как у Ёжика), несчастная любовь, невозможность спасти заблудшую душу... Вроде бы всё конкретно, но это только так кажется, на самом деле герой Трибунцева - это мы все. Его игра вызывает безмерную жалость к людям, которая по сути и есть любовь. Это очень светлое чувство, несмотря на осознание обречённости.
Денис Суханов. Его герой живёт во время Апокалипсиса, и он уже не только человек, но идея. Декадентское мироощущение, разрушительное по сути, но... не окончательное. То есть конец света - это ещё не конец. Есть чувство, что после всего-всего может возникнуть что-то новое, отсюда тема преображения (Дункан, Крутицкий, Глостер). Суханов играет экспрессивно, резко, всё напоказ... Но при этом внутреннее наполнение может идти наперекор внешним моментам и даже наперекор тексту, его главная тема ломает спектакль. Бутусов как-то умеет это контролировать, иногда загоняя актёра в жёсткий рисунок (Бекингем).
Третий всадник, точнее всадница (как в "Макбетте": что я, всадника от всадницы не отличу?) - Роза Хайруллина, моё главное зрительское открытие прошлого сезона. Тут всё ещё круче, чем с теми двумя, потому что у Розы произошло полное творческое совпадение с режиссёром: она играет про Апокалипсис, он - ставит. Я видела фрагменты добогомоловской Розы - "Мамаши Кураж", там всё это уже было, но он потом развил и отшлифовал - повезло... Её герой (гендерные моменты тут учитывать бессмысленно) конец света уже пережил. Апокалипсис состоялся, Освенцим был, что не убило, то сделало сильнее. В каком-то смысле это сверхчеловек, ницшеанский герой, стоик, который выковал собственную мораль и собственное (достаточно высокомерное) отношение к жизни и людям - будь это хоть Лир, хоть Мурзавецкая, хоть продавщица из "Года..." Пережитые страдание безмерны, но уже в прошлом, жалеть её глупо (кто она и кто мы?). Что выражает её лицо, её интонации - разбираться бессмысленно, формулировать невозможно. В ней отсутствует рефлексия, но глубина просто бездонная. Интересно ещё то, что манера Розы формально совпадает с манерой современного европейского театра, присущёй актёрам Богомолова (всё держать в себе, наружу выдавать лишь капли) - формально, потому что форма тут дело десятое, главное - суть. Это и не человек, и не идея, это КТО-ТО. Поразительно, что отдельность героини, её неправильность (в обыденном понимании) сохраняется даже на поклонах, и думаю, не только из-за усталости и самоотдачи.
Конечно, нельзя сказать, что эти актёры играют на сцене только трансцендентальные сущности, речь о главной теме. А так... есть создаваемые образы, психологизм, есть наблюдения, поражающие своей точностью. Много чего в них есть. 
 
 
 
Ирина: интересуюсьstaraya_koryaga on September 14th, 2012 12:03 am (UTC)
Сильно. Я не смогла сходу все понять. Трижды читала. А почему один всадник "без головы"? То есть без имени? Не знаю такого актера. Где он играет?
И к Денису у меня совсем другое чувство и восприятие.
Но твои размышления интересны. Только межсезонье уже закончилось, пора в театр! )
lotta20lotta20 on September 14th, 2012 09:11 am (UTC)
Трибунцева не знаешь? Это непростительно даже)) надо-надо! Звать - Тимофей, мне казалось, что имя к нему и необязательно прилагать, всё равно не спутаешь. В отличие от Суханова - тут без имени никак.
У нас разная театральная ориентация))

Сезон я уже открыла, но пока нетвёрдо. У меня билеты на ГОД - не смогу, пойдёт подруга, а хотела повторить(
Ирина: интересуюсьstaraya_koryaga on September 14th, 2012 11:12 am (UTC)
Почему -непростительно? Я не хожу в Сатирикон, мне там не нравится здание и неудобно добираться. Конечно, это не критерий, но..много всего и кроме Сатирикона достойного и интересного ). А вот повторять спектакли я не люблю. очень редко делаю. И опять же, потому что хочется много, а времени и денег не хватает )). Выбираю новые.
Разная, и это хорошо ). Это обогащает ).
lotta20lotta20 on September 14th, 2012 07:17 pm (UTC)
Почему непростительно? это вопрос интересный, философский даже.
Трибунцев - актёр такого уровня, что хотя бы его имя, на мой взгляд, должно быть известно театралам, тем более, московским. Тем более что он работает не только (и даже не столько) в Сатириконе. Это... ну как бы достояние культуры. Ведь (например) далеко не все читали "Бесов" Достоевского, но почти все люди читающие о них слышали.
Если брать пример поближе, то я никогда не видела на сцене Максима Суханова, но знаю кто это. И помню, что надо, надо... (времени и денег не хватает на всё, да, но жаль). Вот "Орду" пойду смотреть с ним скоро.
Ирина: интересуюсьstaraya_koryaga on September 14th, 2012 07:34 pm (UTC)
Ну вот, а я как раз Максима смотрела почти все, и не по одному разу. Его очень люблю. И роли у него столь разные, и вот теперь еще эта...Да, тоже посмотрю, конечно.
А что есть театрал, кстати? ))
lotta20lotta20 on September 14th, 2012 08:21 pm (UTC)
Опять вопрос непростой) Ну, на мой взгляд, этот тот, у кого в театр ходить - хобби, а не просто развлечение от случая к случаю. Как у коллекционеров - тут обязательно будет системный подход и более-менее широкие познания, даже если интересы охватывают 1-2 театра.
В принципе развлекающиеся могут ходить в театр даже чаще театралов, тут главное - отношение.
Ирина: интересуюсьstaraya_koryaga on September 14th, 2012 09:08 pm (UTC)
Видимо, я развлечения ради хожу. Хотя, отбор провожу довольно жесткий. Но вот системного подхода нет.
lotta20lotta20 on September 14th, 2012 10:07 pm (UTC)
Отбор и потребность писать о спектаклях, то есть анализировать, как раз и говорит о системном подходе)