?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 September 2012 @ 09:45 pm
"Чайка" глазами Тригорина  
"А между тем, мы продолжаем..."
У меня сложилась очередная фанатская трактовка бутусовской "Чайки". "Нормальным" читателям (и зрителям) этот пост лучше пропустить, потому что ну сколько можно... А друзья по несчастью - поймут.

Мне очень нравится думать, что ЧАЙКУ ставит сам Треплев, однако этому мешают некоторые факторы, в частности, самостоятельность и значимость Тригорина, который чаще всего мало похож на треплевского персонажа.
Недавно зацепилась за мысль gala_spb, высказанную на форуме, о том, что Тригорин во 2-м акте моделирует реальность, шаг за шагом добиваясь желанного "мы остаёмся!" Тут интересна именно действенность Тригорина, точнее, его фантазий.
У бутусова-персонажа (того, кто выбегает на сцену) в спектакле два альтер-эго (может, и больше, но эти - главные). Потерпев неудачу с "львами-орлами", Треплев ставит новый, главный спектакль... но ставит его по пьесе Тригорина. Это наложение двух авторских взглядов очень интересно. Вот как оно может быть.

Сначала всё взаправду: Костя готовит декорацию, разговаривает с Ниной, Сориным, матерью... Его фантазии смешиваются с реальностью: то Медведенко обернётся Трезором, то Нина скажет, что в пьесе обязательно должна быть любовь - и Костя уже видит Полину с Шамраевым (Полина Андреевна - главный местный центр сексуального притяжения), а в отвергнутом Шамраеве Костя как бы предчувствует себя.
Потом собираются "зрители", среди них - Тригорин. Он с любопытством оглядывается: интересное "место действия", новые люди. Тут не просто "облако, похожее на рояль", а возможный сюжет, тем более, есть Треплев - претендующий на писательское звание, а значит, собрат по перу и соперник. Тригорин следит за его реакциями - иногда сочувственно, иногда с усмешкой. Расстановка сил ему понятна: ведь нервы напряжены и никто не скрывает свою любовь и нелюбовь. Появляется Нина - отлично, это возможная героиня.
И дальше, во 2-м действии всё видится глазами  Кости - вплоть до трижды повторённой фразы "я не буду мешать вам!" Теперь в качестве автора он самоустраняется.
Тригорин разговаривает с Ниной. Его монолог - настоящий, Тригорин вспоминает свои мытарства и сам впечатляется, ему страшно жалко себя. Настоящее - и его флирт с Ниной, и их совместное заговорщическое "меня зовут..." Но вдруг он видит убитую чайку - и "о! сюжет мелькнул!" Несколькими чёткими фразами он формулирует новый замысел, начался процесс творчества.
Как же ему хочется испытать любовь юную, поэтическую, уносящую в мир грёз! Но только не в жизни, нет (в жизни у него - Аркадина, то есть ничего). Испытать - в голове, в фантазиях, на бумаге. Он сам становится героем собственной пьесы, которую пишет мучительно, с помарками, по несколько раз переписывая отдельные сцены. Аркадина тоже оказывается одним из персонажей. Он наделяет её чертами увиденных в поместье женщин, в голове мелькают и совсем кошмарные образы. Затем, когда Аркадина снова пытается заполучить Тригорина, он, объясняя мягкотелость своего героя, придаёт ей черты всё той же Полины Андреевны (здорово она всё-таки будоражит воображение всех местных мужчин!). В конце пьесы (и спектакля) Аркадина уже не человек, а какая-то карикатура. Впрочем, и с остальными персонажами писатель обходится жестоко - включая самого себя.
Но пока что ему удаётся почувствовать себя влюблённым, страстным, ведь воображение подчас ярче  жизни. Тригорин очень впечатлителен, как настоящий художник. Он действительно способен на сильные чувства... только длятся они недолго. Сцена "на стульях" в конце 3-го действия - потрясающая по эмоциональному накалу, тут и становится ясно, что Тригорину это удалось - испытать настоящую трагическую любовь. То есть понять и передать её так, как мало кому суждено в реальной жизни. А где-то на периферии его сознания - Треплев с окрававленной рубашкой на голове.
Что там по-настоящему произошло за два следующих года, сказать трудно, но видимо, Треплев действительно стал успешным писателем. Очень выразительна его сцена с Тригориным в 4-м действии, когда Тригорин внимательно и зловеще смотрит на своего героя, уже зная, как он с ним разберётся в финале - "надо только освежить в памяти место действия". Он и с собой разбирается трезво и жестоко: Тригорин защищается от воспоминаний, его эхом звучащие "не помню" сначала страдальческие, потом - затухающие. Ведь по сути он действительно помнит лишь то, что заперто в его литературную кладовую, то есть нужно ему для творчества.
Вариативность последнего разговора Кости и Нины (как и остальные повторы) можно объяснить тем, что роли примеряются на разных актёров и вообще на режиссёрско-постановочное, ведь текст то один. Но можно отнести это и на счёт писательских фантазий Тригорина, который опять же наделяет своих героев качествами и внешними данными хорошо знакомых ему людей. Когда он уже сам влезает в образ Кости, "соответствующая" Нина оказывается совсем жуткой. И это был бы окончательный приговор самому себе, если бы не последний вариант сцены: после всех мытарств, на которые писатель обрёк Нину, она стала настоящей актрисой. В каком-то смысле это оправдание всему.
 
 
 
gala_spb on October 6th, 2012 10:00 am (UTC)
Забавно, что "Чайка" Ю.Н. так побуждает нас искать все новые и новые повороты и объяснения :).
Вы видите кого-то конкретного, кто создает и управляет этим миром, а мне кажется, что тут каждый может чем-то управлять, а в следующий момент - оказаться в роли управляемого. И, в сущности, никто не хочет никому зла.
Тригорин умеет изменить реальность, умеет это и Аркадина (их сцена с Тригориным в 3 акте), но ей уже для этого нужен двойник-Полина. Кстати, увидела рифму в реакции на двойника-Полину у Сорина и Тригорина - Сорин падает без чувств, Тригорин теряет все силы. М.б. художник в состоянии изменить реальность, но это не приносит настоящей радости ни ему, ни тому, кто есть объект воздействия.
А вот Костя реальность не пытается менять. Почему? Потому что не умеет? Или, м.б., он не хочет действовать нечестными приемами?
После последней "Чайки" мне кажется, что настоящей темой для Ю.Н. стала мысль о том, чем ты можешь и должен заплатить за право быть художникм. А цена принимается только одна - твоя душа. И при этом - нельзя отдать всю душу, потому что тогла ты перестанешь быть художником. Но нельзя и не платить - ничто не дается просто так. Вот, по этой тоненькой тропочке и приходится идти.

Сам то Ю.Н. так и не может пока оторваться от своей "Чайки". А вокруг него сгущаются тучи - реальная жизнь и реальное художество требуют своей, постоянно необходимой платы. У него премьера у нас, через неделю (называется "Макбет.кино"). Что то будет?
lotta20lotta20 on October 6th, 2012 12:17 pm (UTC)
Идёте на премьеру? что-то будет... Желаю успеха! Напишите о спектакле обязательно.
А я решила повторить Гамлета МХТ, а то когда-то мне он не понравился, может, изменится восприятие?
Про всякие ПОЧЕМУ с Костей сама думаю. В любом случае для него "жизнь выше литературы". Ведь он срывает с Нины во 2-м действии не только атрибуты актёрской славы, но и театральную оболочку. То есть творческую...
Для понимания сути образа актёры иногда сводят объяснение к простой фразе и вообще упрощают. Трибунцев в интервью говорит, что трагедия Треплева - несчастная любовь и только. Думаю, смысл этого именно в том, что Костя выбрал ЖИЗНЬ (то есть на деле - смерть).
У нас беда - серьёзная травма Осипова. Так что будет ввод - ЮБ не может оторваться от Чайки, даже если бы хотел.
Марья: Зимаmirr_ra on October 27th, 2012 11:55 pm (UTC)
Ого!!
lotta20lotta20 on October 28th, 2012 01:10 am (UTC)
Не поняла, к чему ОГО!)))
меня интригует разность взглядов Треплева и Тригорина как на любовь, так и на искусство (всё-таки как творческие личности раскрываются в спектакле именно они, в какой-то мере являясь антогонистами).
Тригорину ИМХО можно верить: для него его творчество и его фантазии - существо его жизни. Ну и логично предположить, что истинную любовь он тоже предпочёл испытать в воображении. И предвосхитил её конец.