?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 September 2012 @ 04:43 am
фильм "Орда"  

Предполагала, что "Орда" станет для меня если не значимым событием, то хотя бы интересным, и не ошиблась. Главным стимулом идти и смотреть было, конечно, участие Розы Хайруллиной, но фильм понравился и сам по себе. Я вообще люблю исторические (и как бы исторические) фильмы, а это, возможно, единственный, который не уступает голливудским и европейским ни в чём, воспринимается без скидок на нашу кино-неполноценность. При этом он - про своё, родное...



Понимаю также, что фильмы такого жанра и затратности невозможно снимать, не идя на компромиссы, в том числе, и идеологического плана. Было интересно, как создатели решат эту проблему. Решили, по большей части, успешно и самым лучшим способом: достигли такой степени обобщения и глубины, когда заказной характер фильма не режет глаза и практически растворяется.
Из главных достоинств: общий взгляд на природу власти, замечательная музыка Алексея Айги (боялась голливудского пафоса, свойственного этому жанру), хорошая картинка (боялась ядовитой рыжины, заливающей большинство "масштабных" картин), прекрасная работа художников: декорации, грим (лицо Панина-Тинибека потрясающее!), костюмы, множество различных бытовых деталей - всё очень достоверно. И самое важное - образ Орды. Речь не об исторической достоверности, а о художественной, что для фильма более ценно и вообще является главным. И ещё важный момент - здесь нет так называемых безусловных "звёзд" - актёров, в лучшем случае слишком узнаваемых, разработанных и потому предсказуемых, а в худшем - проштампованных насквозь. Просто узнаваемые - это хорошо и приятно зрителю, мне, например, было очень жалко, что герой Андрея Панина так быстро погиб, смотрела бы на него и дальше. Но именно потому, что Панин ещё не входит в пятёрку (или десятку) самых раскрученных, вызывающих оскомину. То же самое можно сказать и о других исполнителях.

Рабочее название фильма "Святитель Алексий" заменено более правильным. Тот фильм, который получился, который вышел на экраны именно об Орде - причём о том периоде (насколько это исторически точно, не берусь судить), когда государство и народ утрачивают свои корни и полувымышленный город Сарай-Бату, как будто построенный из песка, скоро в песок и уйдёт. Слепота ханши Тайдулы, вызванная, видимо, её жестокостью по отношению к русскому пленному, её лечение и её позднее прозрение служат основой внешнего сюжета. Параллельно развивается другой. Тайдула - душа Орды, носительница его главных устоев и традиций. Она понимает, что это государство должно идти вперёд, что этот народ объединяет необходимость кочевать и завоёвывать всё новые земли. Чужой (такой удобный) образ жизни, чужие обычаи разлагают Орду изнутри, лишают её силы и нравственных принципов. Впрочем, свои нравственные принципы сама Тайдула к концу фильма явно переосмысливает - это связано с её духовным прозрением.
Тайдула живёт в юрте вне стен города и приезжает туда, когда случается что-то важное. Например, смерть хана Тинибека, убитого на пиру его братом Джанибеком. Она принимает смерть сына как данность и лишь потом отрубает себе палец: что за внутренние процессы происходят в ханше, мы не знаем, но понятно, что это не просто ритуал.
Тинибек, хитрый, воинственный, сильный (Панин делает его эдаким татарским Чезаре Борджиа) проигрывает брату с его наивным коварством - и в этом есть простая жизненная правда, так бывает. Свита, оцепенев, наблюдает за убийством, лишь одна из жён с криком отчаянья бросается к хану (когда погибнет уже Джанибек, к нему вот так не бросится никто). Возможно, второй сын был для матери любимым, он-то точно её очень любит, в фильме есть даже некоторый намёк на инцест. Кстати, боялась, что дикие нравы татар будут показаны очень традиционно - через моменты разнообразной жестокости. Жестокость есть, конечно, но никаких сцен типа как "маджахеды насилуют русскую телефонистку" в фильме нет - и слава Богу! Вообще, эротические мотивы в фильме опять же связаны с Тайдулой: её показывают полуобнажённой, а в разговоре слепой ханши с Алексием проскальзывает что-то личное, лирическое (они когда-то, должно быть, в молодости друг друга знали и помнят до сих пор).
Но скорее всего, мать считала, что простоватым Джанибеком ей будет легче управлять, заставить его сменить образ жизни на прежний - ордынский. Однако для Джанибека править - означает сидеть на троне "царя царей" и смотреть "представления" с наивным ожиданием чуда. Когда Тайдула разоблачает секрет фокусника, хан свирепеет от "обмана" и забивает несчастного ногами.
Эти "представления" на пиру - особые, можно даже сказать, изысканные украшения фильма. Абсолютно небанальные, стилизованные, с оригинальным музыкальным сопровождением. Для Джанибека нет особой разницы между фокусниками и артистами - и лекарями-шаманами, ото всех он ждёт чуда.
Хорошо показано смешение народов в Орде. Тайдулу лечат китаец, индус, кто-то ещё... Джанибек присутствует при "презентации" пушки, которую устанавливает китаец. Баней с бассейном ведают тоже не татары. Итальянские послы хлебнули в Орде лиха и бредут в сторону своей страны пешком, однако один из них свободно понимает местный язык - как в общем-то и представители других народов.

А вот отношения Орды с Русью в фильме не прояснены и вызывают вопросы. Кстати, наблюдая жизнь татар с разных сторон, мы не видим ни набегов, ни пастбищ... В этом, возможно, есть смысл: татары представлены почти осёдлыми, остановившимися в беге. Однако, когда русские появляются в Орде лишь в качестве пленных, становится непонятно, откуда они взялись. Создаётся впечатление, что татары по-простому приезжают в деревню и забирают, кого хотят. Это подтверждается сценой, когда два ханских порученца (очень колоритные и обаятельные) появляются в Москве и встречают там других татар, а потом разговаривают с князем. Москва же в фильме... странная. То есть понятно, что была она деревянная, без величественных храмов и зданий - но ведь всё-таки город. А кажется, что какая-то деревня на окраине русского княжества (в памяти - сцена со скоморохом из "Андрея Рублёва"). Ну хоть как-то панорамно показали бы город, а то слишком уже большой контраст с величественным (хоть и глиняным) Сараем.
А между тем, отношения между двумя государствами на тот момент выработались и устоялись. Это подтверждает поведение князя, который не очень-то верит, что татары могут забрать его "голову", если Алексия постигнет неудача. А от возможного набега на Москву он готов откупиться.
Однако киношная Русь проигрывает Орде во всех смыслах и прежде всего тут влияет человеческий (то есть актёрский) фактор. На стороне татар - Роза Хайруллина, Панин и множество харизматичных азиатских артистов, на стороне Руси - Максим Суханов (Алексий), Виталий Хаев (князь Иван), несколько актёров славянской внешности - увы, не слишком убедительных. Келейник Федька, сопровождающий Алексия в Орду, типажно очень напоминает соответствующего молодого священника из сериала "Россия молодая". У Хаева замечательный (без шуток) профиль, и вообще внешне он вполне годится на эту роль, но в итоге масштаб личности князя оказался где-то на уровне майора полиции.
С Максимом Сухановым и его героем - совсем непонятно. Исторический Алексий был, что называется, настоящим митрополитом - то есть его-то масштаб личности зашкаливал за наши даже самые смелые представления. В дальнейшем он будет наставником Дмитрия Донского (даже слишком авторитарным, на вкус молодого князя) и государственным деятелем высокого класса. Опять же исцеления всякие и чудеса... Не очень верится, что человек, столь неуверенный ни в своей вере, ни в своих силах, способен на такое. Максим Суханов в этой роли - это какой-то русский народный мужик из щедринской сказки: созерцатель, себе на уме, надеящийся на авось, терпеливый и склонный к самобичеванию. Его вдруг прорывающаяся ирония по отношению к князю и к татарам кажется даже неуместной. Он не верит в собственные чудесные способности (а значит, нетвёрд и вообще в вере), Федька буквально заставляет его продолжать лечение Тайдулы. Мытарства Алексия в Орде показаны больше через внешнее, он мыкается, не понимая, зачем ему это. Показывать Алексия "не владыкой, но человеком", слабым и несчастным... вроде бы это тоже выбор, хотя для меня и странный. Но пусть - лишь бы убедительно, лишь бы подключиться к герою. Но подключения не происходит. Эта часть фильма откровенно скучна и кажется затянутой.
В итоге, как мне представляется, Тайдула прозрела вовсе не от его духовных усилий, или не столько его, а от совокупной деятельности нескольких лечивших её ранее "колдунов". Может, конечно, и он руку приложил (ведь остановил же кровь у лошади). А может... случайно получилось, или время пришло: ослепла на нервной почве, потом отпустило. Недаром сам Алексий всё время повторяет: "Я ничего не сделал!" - и понятно, что не от скромности.
И возвращается митрополит на родину, всё так же кряхтя, что-то бубня себе под нос, но с иронической усмешкой - как и раньше.
А вот Тайдула - изменилась. Очередное убийство в своей семье она уже отказывается признать законной сменой власти. Душа Орды покидает Орду, Тайдула скачет на коне в неизвестность. Ханом становится (уже без всякого благославления) её внук - утончённо-порочный молодой человек, как-то сложно подстроивший убийство отца. Ему присягают воины с выбеленными лицами, подведёнными глазами, накрашенными бровями и губами - эдакий ордынский декаданс. Разложение вступает в следующую фазу.
Чуть не уснув во время долгих "мытарств" Алексия, я было решила, что этот фильм станет для меня одноразовым. Но теперь - вспоминаю удачные сцены, вижу, что они прекрасно сняты, что они глубоки и интересны. И понимаю, что пересмотрю обязательно. И что "Орда" - это фильм обнадёживающий (в смысле даже состояния нашего кино).


 
 
 
Лев Семёркин: agentlev_semerkin on September 25th, 2012 10:45 am (UTC)
спасибо
и пост ваш тоже обнадеживающий :)
надо будет сходить в кино
lotta20lotta20 on September 25th, 2012 08:34 pm (UTC)
Ну вот посмотрите и напишите! Там по крайней мере несколько шикарных сцен. А то про фильм читаю и слышу что-то совсем другое, чем я увидела.
lomonosovich on October 18th, 2012 02:33 pm (UTC)
Раскрутка Черной легенды кому-то все еще зело нужна...
Фильм «Орда» снят неплохо, но, увы, явился очередным примером щедро финансируемой «раскрутки» Черной легенды – кому-то очень нужно, чтобы схватились друг с другом два стратегических этноса Евразии – русские и татары.
Посему как отличное противоядие от одурманивания и натравливания русских и татар друг против друга подобными произведениями, тиражирующими пропагандистские прозападные вымыслы курса официальной истории времен романо-германского ига, я предлагаю читать труды историка-гумилевца Г.Р. Еникеева и максимально популяризировать их содержание.
В его книгах и статьях замечательное исследование, вернее, даже расследование того, как от нас была сокрыта наша подлинная история и кто, как и для чего оклеветали наших предков-ордынцев — как русских, так и татар. Есть хорошие статьи по содержанию книг Г. Еникеева: “О подлинной истории стратегических этносов Евразии”
и «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно». Эти статьи легко найти в Интернете по названиям.

Стоит сказать, что книги Г.Р. Еникеева сочетают в себе достоинства научной монографии на степень не менее чем доктора наук. К тому же в них результаты многолетнего исследования излагаются живым и интересным языком, именно в стиле Л.Н. Гумилева. А по легкости усвоения материала и по уровню удовольствия, которое получаешь при чтении этих книг - они также обладают качествами отменного и занимательного детектива.
Оно ведь так и есть - расследование и разоблачение нагромождений лжи и сокрытий фактов в нашей Историографии поинтереснее любого детектива, и это все наглядно представлено в книгах Г.Р. Еникеева. Главы из книг Г. Еникеева можно прочитать на сайте "Татары Евразии (подлинная история)". Сайт легко найти в Интернете по названию. Там же статьи Г. Еникеева и тексты его выступлений на научных конференциях.