?

Log in

No account? Create an account
 
 
07 October 2012 @ 12:00 am
"Венецианские близнецы" Театр на Таганке, 5 октября 2012  
"Венецианские близнецы" - спектакль особенный. Любимые постановки в стиле комедий дель арте - "Карнавальная шутка" ЮЗ, "Синее чудовище" в Сатириконе и фильм "Труффальдино из Бергамо" - конечно же, пришли на ум. Но они сделаны именно "в стиле": в "Карнавальной шутке" маски связаны по большей части с темой карнавала (да и саму эту пьесу к комедиям дель арте уже не отнесёшь), в "Чудовище" практически нет импровизаций, как и, естественно, в "Труффальдино". Вдобавок в этих случаях пьесы  Гольдони и Гоцци послужили лишь поводом, чтобы раскрыть совершенно иные темы (в "Шутке" - тему любви, в "Чудовище" - театра, точнее даже, зрелища).
А "Венецианские близнецы" комедией дель арте не притворяются - это оно самое и есть. Сюжет - простейший, форма - традиционная. Как этот спектакль мог выстрелить, почему он держит внимание зрителей и доставляет им такую радость - непонятно. Но - доставляет, это настоящая удача театра.
Замечу сразу же, что в нём совершенно нет антрепризного духа, на который бывает падкой часть публики. Многие шутки довольно непритязательны, но... таковы правила игры - игры, которая происходит между сценой и залом, и самое важное в этом - взаимодействие, взаимопонимание, настрой на одну волну. Причём сами шутки вполне конкретно вписываются в наше время, они могут быть актуальны, персонажи в традиционных костюмах легко произносят русские имена, постоянно напоминают нам, что всё происходящее - условность, а  комический эффект от этого только усиливается. Игра с публикой на самом деле очень точна, актёры балансируют на тонкой грани, не скатываются ни в грубость, ни в пошлость и, главное - не нарушают законы жанра, не превращают спектакль в капустник, в междусобойчик.
Из актёров в доставшемся мне составе самые яркие и интересные - Дмитрий Высоцкий, играющий близнецов, Сергей Трифонов (злодей Панкрацио) и Полина Нечитайло (Коломбина). Яркость, конечно, во многом определяется их ролями, но прежде всего - попаданием в жанр. Нечитайло вообще исключительно подходит для таких ролей, к тому же она очень органична, играет с куражои и шиком. Высоцкий мне напомнил Хазанова времён ералашевского "Бонджорно, бамбини!" - то есть вполне себе итальянец. Я его впервые увидела в "Калеке" и отметила для себя сразу как очень интересного актёра. Близнецов - две технически сложных роли - он играет блестяще. А у Трифонова понравилась свобода, с которой он существует на сцене, внутренняя ирония, и удачный грим-костюм.
И вообще - спектакль очень светлый, тёплый, остроумный. И по-детски, по-театральному наивный. Хотя возрастные ограничения были оглашены, детский смех в зале раздавался - и это хорошо. "Близнецов" можно показывать всем: каждый будет воспринимать свой уровень комического, а "взрослые" шутки дети легко пропустят мимо ушей.
 
 
 
Лев Семёркин: agentlev_semerkin on October 6th, 2012 08:29 pm (UTC)
очень хорошо написали
полностью совпал
хотя мне достались другие (другой :) близнецы
Трифонов конечно великолепен!
lotta20lotta20 on October 6th, 2012 09:11 pm (UTC)
а я у вас прочитала - и хоть иди смотреть на Лырчикова, он мне незнаком.
Лев Семёркинlev_semerkin on October 6th, 2012 09:43 pm (UTC)
и хоть иди смотреть на Лырчикова
а мне на Высоцкого
:)