?

Log in

No account? Create an account
 
 
17 October 2012 @ 01:51 pm
"Ромео и Джульетта" 14 октября 2012  
Герои нового сатириконовского спектакля - поколение "пепси", молодые люди с тинейджерским сознанием (к ним можно отнести и их родителей), которое характеризуется прежде всего личностной незрелостью, безответственностью и погоней за развлечениями. Их образ жизни отнюдь не безобиден: гибнет Меркуцио в спровоцированной им же самим драке, потом - Тибальд. Потом жертвами становятся молодые влюблённые дурачки, так как их родители склонны объяснять поступки своих детей исключительно блажью (и некоторые основания для этого у них есть).
В спектаклях Райкина обычно внятный и чёткий посыл. То есть понятно, что происходящие с нами трагедии имеют корни в общем несовершенстве мира, но виновники названы конкретно. В "Деньгах" это - власть денег, калечущая души, в "Доходном месте" - неспособность человека противостоять существующим в обществе и принятым всеми правилам... В РиД (судя по всему строю спектакля) корень зла - тинейджерское сознание нынешних молодых людей и их образ жизни.
По роду деятельности я эту среду знаю неплохо и понимаю, что такая трактовка РиД важна и интересна... но не прощает неточности и снисходительного подхода. Всё слишком серьёзно и даже болезненно.
Нужна точность, нужна жёсткость, нужно очень хорошо понимать, ЧТО играется и зачем. А с этим как раз проблемы. Юные актёры не попадают в тему, они с ней только соприкасаются - сторонами, которые совпадают у них и у их героев. Винить их в этом трудно: технически спектакль очень сложен, тут лишь бы внятно текст произнести и при этом не упасть с велосипеда, не столкнуться лбами в сцене массовой драки. У героев нет развития, они остаются такими же недотёпами, что и в начале спектакля.
Но больше всего меня огорчила именно снисходительность, отсутствие жёсткости и как бы взрослый взгляд свысока на героев и на проблему, (повторю: очень важную и очень болезненную). Вспомнила монолог Аркадия Райкина о дворовом мальчишке: "Ну простите его, он больше не будет..." Будет - и не один раз. Потому что сначала всё весело, легко, смешно, красиво и вовсе не тревожно. А потом - всё грустно... но причинно-следственные связи нарушены, зрители жалеют юных героев, но эта жалость недорого стоит. 
Про виновников смерти Ромео и Джульетты как-то забывается, всё перекрывает мильон белых погребальных роз, красивая музыка и прочий романтизм, который у подростков отлично уживается с жестокостью.