?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 October 2012 @ 02:29 am
"Чайка" (Заречная)  
В центре - Нина. Она - Героиня, вокруг неё закручен внутренний сюжет (и "сюжет для небольшого рассказа" тоже), через неё проведена главная тема. И недаром спектакль посвящён Валентине Караваевой - ведь и она тоже Нина, в одном из вариантов образа и судьбы.
Я видела несколько (много) "Чаек", где-то главенствовала Аркадина, где-то Треплев. Тригорин обычно был второстепенным, а Нина - девушкой-жертвой. (Мне не удалось посмотреть в МХТ Елену Майорову, но запись её монолога впечатляет, так что тут судить не берусь). В сатириконовской "Чайке", где вроде бы главные все плюс есть "танцующая девушка", впервые название спектакля указывает так строго на Нину.
Пусть наш пристрастный зрительский взгляд порой направлен на других актёров, пусть ЮБ самовыражается по большей части через Треплева... В центре и на пьедестале - она!
Актёры иногда идут от простого, сводя смысл своей задачи к чёткой формуле. Это - точка опоры, помогающая им конкретизировать героя (например, Крутицкий - "таракан"). Меня удивило, когда Трибунцев в интервью сказал, что трагедия Треплева - несчастная любовь и больше ничего. А Суханов внутренней целью Тригорина видел стремление провести Нину через испытания, которые сделают её настоящей актрисой. Это, конечно, упрощение, но ясно, что главные "миссии" героев замкнуты на Нине.
Потому Стеклова играет не прожжённую, законченную Аркадину, а ту, ради которой спектакль и поставлен - Нину, потому Нину играет именно она. В данном случае для этой роли нужна была большая актриса, способная не только на сильную игру, но и на множественные перевоплощения. Помню, я диву давалась, видя, сколько сущностей живёт в леди Макбетт. (В Регане тоже немало, но тут уж никакой метафизики, обычная женская двуличность). И очень хотелось для Агриппины роли, в которой специфика её таланта проявилась бы в полной мере. И вот - Нина - женщина и актриса (как леди Макбетт - женщина и ведьма). Перевоплощения, мгновенные смены состояний, "вечная женственность" и выражение Мировой души - роль сложнейшего внешнего и внутреннего рисунка, я не знаю, кому ещё из актрис было бы под силу такое.
Обычно на "Чайке" невольно выделяешь героев, которые тебе наиболее близки, с Ниной у меня соприкосновение минимальное. Но интерес к ней от этого не снижается: потому что она, как и все остальные, не столько героиня, сколько сложный и глубокий художественный образ.