lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Живаго (доктор)" Таганка, 21 декабря

"Живаго (доктор)" на Таганке - ну очень музыкальный спектакль, почти опера. И это замечательно, потому что создать нечто конгениальное произведению, не предназначенному для сцены, традиционными средствами драматического театра очень трудно. А музыка Шнитке - немелодичная, сложная, своеобразная - придаёт недостающую многомерность и скупой (хорошей!) сценографии, и несколько схематичной актёрской игре, и холодноватой позднелюбимовской режиссуре.
С оперой роднит этот спектакль не только обилие музыкальных номеров (а поётся почти весь текст), но и явная необходимость либретто для зрителей, без которого очень трудно следить за действием тем, кто роман Пастернака не читал или читал давно и невнимательно. Это я о народе пекусь, так как сама-то, как выяснилось, помню не только все извивы сюжета, но и большие значимые куски текста знаю чуть ли не наизусть. Однако нельзя требовать этого от всех: "Живаго" - не "Чайка", за один вечер не прочитаешь, у многих он очень тяжело идёт, знаю по опросу знакомых.
Тем не менее, выдержали, если возмущались, то втихаря, в антракте ушли лишь некоторые. Я удивилась терпению "простых", то есть неподготовленных зрителей, и даже несколько позавидовала: по сравнению с сатириконовскими это просто отличники какие-то.
Спектакль действительно очень своеобразный и сложный по форме. Чуть выше я обозвала актёрскую игру схематичной, но это вовсе не в упрёк актёрам, просто спектакль такой. В нём три солиста: Золотухин (Живаго), Анна Агапова (Лара) и Любовь Селютина (Тоня). Остальные выступают в разных ролях, образуют то хор, то кордебалет, то являются частью сценографии. Из всего этого многоголосия я бы всё-таки выделила Полину Нечитайло - за внутреннюю наполненность, за значительность каждой минуты пребывания на сцене, хоть в хоре, хоть в небольшой, но яркой роли матери Лары. К сожалению, не очень удачно получилось со Стрельниковым: вместо Александра Трофимова играл другой актёр, должно быть, на замене, и тут, конечно, потери ощутимые. Но в целом всё состоялось.

Для меня спектакли (и фильмы) по известным литературным произведениям делятся на три группы: иллюстрации, трактовки и "фантазии на тему". Давний американский фильм "Доктор Живаго" - как раз пример хорошей иллюстрации, и он справился со своей задачей - украсить нашу жизнь прекрасными образами романа и пробудить интерес к первоисточнику. С не столь давней российской экранизацией вышло похуже, и причина, по-моему, в разительном несоответствии стиля и уровня романа и сериала. Произведение большой литературы и высокого стиля было экранизировано так, будто речь шла о простом соцреализме вроде Рыбакова. (Недавно нечто противоположное произошло с сериалом по роману Гроссмана "Жизнь и судьба": по сути была сделана попытка выдать подпольный соцреализм за высокую литературу, что трудно. Пришлось прикрываться ложной многозначительностью, пафосом и музыкой Баха). В спектакле Таганки текст (не только Пастернака, но и Блока, Мандельштама, Пушкина) и визуальные образы пребывают в гармонии с музыкой. Это становится особенно понятно по прошествии 10-15 минут, когда привыкаешь к героям, к манере игры и втягиваешься в представленный на сцене мир. По своей классификации я бы назвала спектакль фантазией на темы Пастернака, и это, видимо, самый правильный подход: роман очень личный, поэтичный и нехрестоматийный. Представить его на сцене без потерь, сохранив его мир и образы, удалось именно благодаря использованию средств из арсенала различных видов искусства.
Tags: Таганка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments