?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 January 2013 @ 08:02 pm
Ещё о "Макбет. Кино"  
Он всё-таки это одолел! Победил!
Совсем недавно был "Иванов" - с утомительными повторами, со сценой, заваленной хворостом и деревяшками, и актёры там не столько играли, сколько думали о том, чтобы не споткнуться. И "Мера за меру" - с полутёмной сценой, где свет играл более важную роль, нежели актёры, похожие на статистов. И тот, и другой спектакли показались мне холодными, вызывающими восхищение фантазией режиссёра - не более того.
И вот - снова Чехов, опять с повторами, с разлитой на сцене водой, с рассыпанными муляжами, стеклянными шариками - но на этот раз всё состоялось.
И вот - снова Шекспир, опять с полутёмной глубокой сценой, с фигурами, движущимися по кругу, опять игра без подтекста и ожидаемой "тонкости" - но состоялось и это!
А я-то думала, что подобное обращение с актёрами свидетельствует о попытке снизить их роль в спектакле, уравнять их с реквизитом, декорациями и прочими составляющими. Теперь получается, что "Иванов" и "Мера" были закономерными, нужными этапами на пути к "Чайке" и к "Макбет. Кино." Произошло подключение, режиссёрский замысел одушевили в одном случае - сатириконовцы, хорошо знакомые с методами Бутусова и готовые принимать их, с другой - влюблённая в него молодёжь из театра, где он теперь хозяин.

Я поняла, почему я сперва не была готова признать М-К шедевром наравне с ЧАЙКОЙ: мне якобы не хватило крупных актёрских планов. Действительно, новый спектакль поставлен совсем в иной манере, это другой путь и даже другой жанр, должно быть, диктуемый драматургом (косвенное доказательство тому, что мы имеем дело с настоящим Чеховым и настоящим Шекспиром). То есть режиссёрский произвол вовсе не так безоглядно нахален, как это кажется на первый взгляд. Форму и стиль определяет автор, его текст, его персонажи. Другое дело, что режиссёр читает и видит всё в соответствии со своим внутренним зрением. "Макбет. Кино" - спектакль-сон, он захватывает общим впечатлением, атмосферой, затягивает в свой мир.
Постоянные зрители-сатириконовцы часто говорят о том, что им хочется видеть сцену издалека, видеть всю панораму спектаклей ЮБ, однако их неодолимо тянет поближе - чтобы видеть актёров, их лица, они ради этого жертвуют роскошным общим планом. И вовсе не потому, что актёры родные-любимые, просто их манера игры предполагает тонкости и нюансы, в них хочется вглядываться.
Актёры спектакля Ленсовета играют по-другому: из глубины сцены, в неподвижности или постоянном движении, в полутьме или ярком свете, здесь очень важна пластика, выразительность силуэтов. Им часто приходится перекрикивать музыку, потому их интонации бывают резки или наоборот монотонны.
Это - ДРУГОЕ, но не менее интересное, действенное и прекрасное.