lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Categories:

"Маскарад" Коляда-театр, 20 января 2013

Следующий по списку из просмотренного во время этих гастролей - "Маскарад".
Признаюсь, несколько побаивалась идти на него: спектакль недавний, а мало ли куда Коляда спрогрессировал после "Бориса Годунова"... Но получилось - прекрасно. Если бы "Маскарад" показали сейчас ещё раз - пошла бы снова.
Все главные образы Коляды корнями уходят в бессознательное, потому наши "нравится-ненравится" так субъективны, или есть совпадение, или нет. По сути и БГ - из подсознания. Коляде, как и многим другим художникам (не всем!), свойственен мазохизм в отношении к власти. Просто одни (например, Богомолов) по-детски дразнятся, дёргают власть за усы, а Коляда внутренне хочет её оправдать (подобие "стокгольмского синдрома" - родство заложников и террористов). Напрямую и открыто выражать подобное отношение в искусстве как-то не того... Отсюда и уклончивость: там недоговорил, здесь полувопросительный знак поставил ("Богородица не велит?")
Впрочем, хватит уже о БГ, слава Богу, "Маскарад" случился ПОСЛЕ!

у Льва Семёркина вот здесь http://lev-semerkin.livejournal.com/508776.html приведена остроумная и, возможно, точная трактовка спектакля. Всё происходящее рассматривается как фантазия женщины, потерявшей дочь Ниночку. Это многое объясняет, но мне так видеть "Маскарад" не хочется: мне удалось напрямую подключиться к героям и поверить, что всё так и было на самом деле.
К тому же очень порадовал своеобразный театральный историзм спектакля, неожиданно попавшего в атмосферу пушкинско-лермонтовской эпохи. У меня сработали ассоциации (и даже, кажется, генетическая память): вот старинный дом с печным отоплением, с мытыми полами, по которым не только лакеи, но и господа ходят в шерстяных носках, бальная зала с вереницей масок, тёплый деревенский платок, которым можно прикрыть светскую причёску, если уж очень холодно... рукодельные ковры, бесстыдная простота нравов, ощущение покойника в доме - при котором продолжается драма жизни с мелкими и крупными разборками... Тут, правда, показалось странным отсутствие попа с кадилом или другой православно-ритуальной символики, которые были бы уместными и в контексте спектакля, и вообще в русле поэтики Коляды - но уж что есть...
Когда узнала, что Коляда ставит "Максарад", удивил выбор материала: всё-таки почти мальчишеская пьеса Лермонтова, показательно романтическая, много надуманного, вторичного. Однако всё оказалось в тему: и жизнь, и слёзы, и любовь... и смерть, и Судьба - что Коляде и надо (и нам тоже).
Тема Судьбы материализуется не в образе Неизвестного, как было в других постановках, а в образе самого Арбенина - и это, на мой взгляд, главная удача спектакля. Герой неожиданно укрупнился, стал глубоким и сложным. С одной стороны, это - Рок, с другой - сам игрушка в руках Рока. "Всё условно", а значит, всё случайно: женитьба на Нине, её решение поехать на бал, потеря браслета и прочее... Но в цепи этих случайностей есть твёрдая, незыблемая логика: судьба последовательно делает жертвами нас всех.
Чудесная Василина Маковцева играет легко, органично, ни на секунду не выбиваясь из образа, как будто взятого из жизни. Поэтому сентиментальные сцены совершенно лишены назидательности (что для Коляды редкость). Арбенин (ТАКОЙ Арбенин!) вообще исключительный подарок для актёра: многослойная роль, даже стилистически решённая в разных ключах - от фарса до сложной драмы, и это - цельный, не распадающийся на куски образ! Ну а Олег Ягодин, конечно же, - подарок для режиссёра, кто бы ещё так сыграл!
Ритм, музыка, танцы, костюмы и прочая форма - очень красиво, изобретательно, увлекает, держит внимание зрителя. Что касается, голозадого Звездича, то художественный смысл этой режиссёрской выходки остался для меня загадкой. Разве что списать это на маскарадную фривольность?
Но вообще то, что дурачок-Звездич занял в спектакле неожиданно большое место (раньше я на него внимания почти не обращала), пожалуй, правильно - для нашего времени.
И вот ещё что радует очень: актёрский ансамбль, его слаженность, великолепная игра всех и каждого. Такое на сцене я вижу очень редко и мало где.
Tags: Коляда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments