?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 January 2013 @ 04:09 pm
"Маскарад" Коляда-театр, 20 января 2013  
Следующий по списку из просмотренного во время этих гастролей - "Маскарад".
Признаюсь, несколько побаивалась идти на него: спектакль недавний, а мало ли куда Коляда спрогрессировал после "Бориса Годунова"... Но получилось - прекрасно. Если бы "Маскарад" показали сейчас ещё раз - пошла бы снова.
Все главные образы Коляды корнями уходят в бессознательное, потому наши "нравится-ненравится" так субъективны, или есть совпадение, или нет. По сути и БГ - из подсознания. Коляде, как и многим другим художникам (не всем!), свойственен мазохизм в отношении к власти. Просто одни (например, Богомолов) по-детски дразнятся, дёргают власть за усы, а Коляда внутренне хочет её оправдать (подобие "стокгольмского синдрома" - родство заложников и террористов). Напрямую и открыто выражать подобное отношение в искусстве как-то не того... Отсюда и уклончивость: там недоговорил, здесь полувопросительный знак поставил ("Богородица не велит?")
Впрочем, хватит уже о БГ, слава Богу, "Маскарад" случился ПОСЛЕ!

у Льва Семёркина вот здесь http://lev-semerkin.livejournal.com/508776.html приведена остроумная и, возможно, точная трактовка спектакля. Всё происходящее рассматривается как фантазия женщины, потерявшей дочь Ниночку. Это многое объясняет, но мне так видеть "Маскарад" не хочется: мне удалось напрямую подключиться к героям и поверить, что всё так и было на самом деле.
К тому же очень порадовал своеобразный театральный историзм спектакля, неожиданно попавшего в атмосферу пушкинско-лермонтовской эпохи. У меня сработали ассоциации (и даже, кажется, генетическая память): вот старинный дом с печным отоплением, с мытыми полами, по которым не только лакеи, но и господа ходят в шерстяных носках, бальная зала с вереницей масок, тёплый деревенский платок, которым можно прикрыть светскую причёску, если уж очень холодно... рукодельные ковры, бесстыдная простота нравов, ощущение покойника в доме - при котором продолжается драма жизни с мелкими и крупными разборками... Тут, правда, показалось странным отсутствие попа с кадилом или другой православно-ритуальной символики, которые были бы уместными и в контексте спектакля, и вообще в русле поэтики Коляды - но уж что есть...
Когда узнала, что Коляда ставит "Максарад", удивил выбор материала: всё-таки почти мальчишеская пьеса Лермонтова, показательно романтическая, много надуманного, вторичного. Однако всё оказалось в тему: и жизнь, и слёзы, и любовь... и смерть, и Судьба - что Коляде и надо (и нам тоже).
Тема Судьбы материализуется не в образе Неизвестного, как было в других постановках, а в образе самого Арбенина - и это, на мой взгляд, главная удача спектакля. Герой неожиданно укрупнился, стал глубоким и сложным. С одной стороны, это - Рок, с другой - сам игрушка в руках Рока. "Всё условно", а значит, всё случайно: женитьба на Нине, её решение поехать на бал, потеря браслета и прочее... Но в цепи этих случайностей есть твёрдая, незыблемая логика: судьба последовательно делает жертвами нас всех.
Чудесная Василина Маковцева играет легко, органично, ни на секунду не выбиваясь из образа, как будто взятого из жизни. Поэтому сентиментальные сцены совершенно лишены назидательности (что для Коляды редкость). Арбенин (ТАКОЙ Арбенин!) вообще исключительный подарок для актёра: многослойная роль, даже стилистически решённая в разных ключах - от фарса до сложной драмы, и это - цельный, не распадающийся на куски образ! Ну а Олег Ягодин, конечно же, - подарок для режиссёра, кто бы ещё так сыграл!
Ритм, музыка, танцы, костюмы и прочая форма - очень красиво, изобретательно, увлекает, держит внимание зрителя. Что касается, голозадого Звездича, то художественный смысл этой режиссёрской выходки остался для меня загадкой. Разве что списать это на маскарадную фривольность?
Но вообще то, что дурачок-Звездич занял в спектакле неожиданно большое место (раньше я на него внимания почти не обращала), пожалуй, правильно - для нашего времени.
И вот ещё что радует очень: актёрский ансамбль, его слаженность, великолепная игра всех и каждого. Такое на сцене я вижу очень редко и мало где.
 
 
 
Лев Семёркин: agentlev_semerkin on January 22nd, 2013 02:15 pm (UTC)
>> Коляда внутренне хочет её оправдать
>> подобие "стокгольмского синдрома" - родство заложников и террористов
>> Напрямую и открыто выражать подобное отношение в искусстве как-то не того...

не удержусь и замечу:
Коляда следует Пушкину (и остальным классикам от Эсхила)
а "стокгольмский синдром" это всё новейшие фобии и они находятся вне трагического
lotta20lotta20 on January 22nd, 2013 07:51 pm (UTC)
"Коляда следует Пушкину"...
Я очень хотела увидеть это так, но не получилось.
Его Годунов из какой-то другой материи, не из Пушкина, уж больно много у него обличий. У Пушкина образ цельный.
Но спорить нет смысла, это дело вкуса... и веры.
Лев Семёркинlev_semerkin on January 22nd, 2013 08:08 pm (UTC)
много у него обличий
у Ягодина, надо сказать, во многих ролях много обличий
вот и в Арбенине тоже
lotta20lotta20 on January 22nd, 2013 08:22 pm (UTC)
Re: много у него обличий
Ну вот.... в том-то и дело: Арбенин сложился, убедил, за ним нет парада всяких исторических изуверов. Он - Рок, Смерть, что хотите, но в то же время страдающий влюблённый дурак.
А Годунов оборачивается чёрте кем, а потом - относись к нему как к человеку, а не как к Ироду! Для меня это как Гитлера оправдывать!
Лев Семёркинlev_semerkin on January 22nd, 2013 08:26 pm (UTC)
Re: это как Гитлера оправдывать
для меня гораздо сложнее Самозванца оправдывать, но Коляда убедил