lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Ещё о "Добром человеке из Сезуана"

Самая важная (для меня) тема спектакля обычно выражается через его главный образ. Очень часто она не совпадает с "внешней" темой, которую определяют сюжет и текст.
В "Чайке" это тема театра (=искусства): нарисованная декорация, бурлящее озеро и проч. Она настолько последовательно проведена через весь спектакль, что её только слепой не распознает.  Хотя многие говорят, что лишь теперь поняли, что пьеса - об этом.
С "Макбет. Кино" посложнее. Главное там для меня - тема инфантилизма.  Безответственность незрелой личности, уверенной, что всё можно переиграть, изменить, продублировать, что кровь ненастоящая, что "всё поправимо".  Педократия - когда такая личность со своими игрушками и гормональными всплесками оказывается у власти. Выражено это в "школьных" образах: сцена похожа на спортзал, дверь с надписью "ЮБ - дурак", "дискотека" - это в первом действии; дальше - Макбет-Дункан в простыне и малолетняя оторва Леди бегают по залу с пьяным хохотом, пьют из бутылок, как школьники после вечеринки; "панк-молобен" в начале 3 действия... То есть тема эта сквозная, но зацепила мало кого: в спектакле ОЧЕНЬ МНОГО всего, и если прохлопал вначале, потом можно не уследить.

Главный смысл "Доброго человека из Сезуана" сформулировать трудно, он ускользает. Но образ есть - Вода.
В том, что "божий человек" Водонос продаёт её во время дождя, нет противоречия: дождь тоже вода, но другая, та, за которую не надо платить, которая не достаётся трудом - дар богов. Вода, любовь, добро - это то, без чего нельзя жить, чего люди не просто хотят, а жаждут. Песок - это вместо, это камень, положенный в протянутую руку.
А к концу вода обернётся дождём сигаретных пачек - тем, что вместо неё предлагает Шуй Та. Сигареты - нужная и полезная вещь! (об их нужности и полезности постоянно предупреждает Минздрав).
Происходит подмена ценностей: польза вместо добра, практичность вместо чувств. Какой страшный путь проходит Янг Сун - от лётчика, готового умереть, потому что он не может летать, до абсолютной чёрствости. А всё потому, что когда-то решил использовать Шен Те и заплатить за свою мечту её мечтой.
Я очень люблю дождь на сцене и в кадре - ощущение жизни, её изменчивости, поэтическую витальность. Осознание неповторимости каждого  момента. Импрессионизм. Который не вызывает сильных эмоций, не даёт ответов, не стремится к идеалу. И не вызывает зависимости.
"Добрый человек из Сезуана" - не фанатский спектакль: холодноватый, несентиментальный эмоциональный фон, много карикатурных персонажей, жёсткие, отрезвляющие немецкие зонги. У него не будет сильной группы поддержки: зрители любят погреться и поплакать. И критика вряд ли примет его хорошо: Юрий Бутусов не ставит "как надо", он свободен, и его свобода не всегда совпадает с той, которую "надо"... Но как же интересно следить за развитием художника! (И личное: хорошо, что в Москве, что не надо за этим ехать в Питер).
Tags: БУТУСОВ, Макбетт, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments