?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 February 2013 @ 12:47 am
"В чёрном, чёрном городе..."  
Читала  "Чёрный город" Акунина, наслаждаясь остросюжетностью и изящно воссозданным (точнее, созданным)  миром. А в самом конце - удар! Чувствую себя так, будто меня обманули, причём в грубой форме.
И дело вовсе не в том, что Фандорина жалко и жалко расставаться с привычным и милым героем. Просто, как говорил герой Михаила Ульянова из моего любимого сериала "Досье детектива Дубровского", смерть - это роскошный аттракцион, её надо обставлять по-особенному. А тут - стандартная для акунинских романов ситуация: обманутое доверие, смертельная угроза. Бывали угрозы и посмертельнее, но выход всё-таки находился... Как же так?
Понимаю необходимость устранения героя до того, как наступит эпоха великих перемен. Не быть ему мудрым старцем, а погибать в застенках, или от бандитской пули, или оказавшись между двух огней - ну не заслужил он такого конца! Но и ЭТОГО конца от тоже не заслужил. С "роскошным аттракционом", конечно, загвоздка: думаю, были перебраны все возможные варианты и коли уж не нашлись... то... пусть бы погиб хоть как, но не надо нам этого видеть! Обошлись бы сухим рассказом свидетеля, упоминанием, легендой из семейной хроники.
Ещё один момент: не оставляет ощущение, что и эта смерть как бы не окончательная, некий компромисс, сознательное жульничество с расчётом: а вдруг придётся оживить героя, как Конан Дойл оживил Холмса. То есть типа, может, выстрелил ему негодяй в голову, ан патрон-то холостой! Или ещё чего произойдёт, пока в памяти проносятся последние слова и образы. И окажется, что предчувствия обманули прекрасную Саадат. 
Этот двусмысленный финал никак не назовёшь открытым, настолько он подчинён конъюнктурной логике. У меня прямо-таки детская обида на автора!