lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Маленькие трагедии Пушкина" Сатирикон, 15 марта 2013

По первому впечатлению (ещё на прогонах), как помню, я получила настоящий эстетический удар - из-за массированного воздействия пушкинских стихов, звукоряда и видеоряда. Сформулировать что-то по сути толком не удавалось, но было очень явное ощущение глубокого смысла - его присутствия, несмотря на разорванный текст, сложный монтаж сцен и внешнюю нестыковку формы спектакля и исходных пьес.
Гармоничный (как принято считать) пушкинский мир оказался взорванным, в нём гуляют сквозняки, зияют пустоты, пульсируют чёрные квадраты. Сам Пушкин лишился ореола мудреца, литературного Мафусаила, со светлой печалью взирающего на последствия разгула роковых страстей. Нет привычной мудрой печали, нет скорбного бесчувствия - спектакль тревожен, неровен, дисгармоничен. Потому что роковых страстей в нём (и в нашем мире) по сути тоже нет, остались только последствия - они и вызывают тревогу.
Страсть, серьёзность, наивность - это в прошлом, это чужое, мешающее, ненужное. Призраки прошлого - персонажи Райкина, даже по возрасту отстоящие от остальных. Скупой рыцарь растерянно слушает, как мальчишки, молодые драчливые псы рвут на части его текст, говорят за него - и вся его жизнь обесценивается и лишается смысла на глазах. Для них нет прошлого и будущего - есть только сейчас. Музыку Моцарта обесценивает не слепой скрипач-неумеха, а молодой рафинированный Сальери и его благодарная публика. Не существует важного, вечного, есть повторения без развития.
Одна из эстетических кульминаций спектакля - цыганский романс Лауры (Марины Дровосековой). Цыганщина традиционно воспринимается как квинтэссенция страсти. Но тут всё чуть-чуть не так: очаровательный акцент Дины Дурбин, безупречность, шик - к чему переживать, ведь впереди ещё "много-много раз"!
Особая линия спектакля - линия Дон Гуана - Вальсингама, её держит на себе Антон Кузнецов. В отличие от персонажей Райкина, которые уже кажутся реликтовыми, он - современник и живёт по новым правилам. Разлом проходит через его душу. И он знает, что такое любовь (а любовь - тоже страсть). Для Вальсингама это в прошлом, для Дон Гуана - в будущем, которое не суждено... "Новый" человек к любви не способен, любви недостоин. Не получилось. И с его гибелью окончательно рушится мир, в нём не остаётся никакой опоры.
Я не всё поняла и прочувствовала в спектакле, длительность и смысл некоторых сцен остаются для меня загадкой, но очевидно, что все они работают на одну задачу - и в конечном счёте возникает цельное и сильное театральное впечатление. Вряд ли можно относить к недостаткам спектакля плохую подготовленность зрителя, его закрытость и страх перед неожиданным. Мне, например, очевидно, что зрителя надо воспитывать, психологически выводить за пределы школьной программы. Конечно, "Маленькие трагедии" в этом смысле вариант рискованный, но риск оправдан. И ещё - спектакль потрясающе красив!
Tags: САТИРИКОН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments