?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 March 2013 @ 01:41 pm
"Маленькие трагедии Пушкина" Сатирикон, 15 марта 2013  
По первому впечатлению (ещё на прогонах), как помню, я получила настоящий эстетический удар - из-за массированного воздействия пушкинских стихов, звукоряда и видеоряда. Сформулировать что-то по сути толком не удавалось, но было очень явное ощущение глубокого смысла - его присутствия, несмотря на разорванный текст, сложный монтаж сцен и внешнюю нестыковку формы спектакля и исходных пьес.
Гармоничный (как принято считать) пушкинский мир оказался взорванным, в нём гуляют сквозняки, зияют пустоты, пульсируют чёрные квадраты. Сам Пушкин лишился ореола мудреца, литературного Мафусаила, со светлой печалью взирающего на последствия разгула роковых страстей. Нет привычной мудрой печали, нет скорбного бесчувствия - спектакль тревожен, неровен, дисгармоничен. Потому что роковых страстей в нём (и в нашем мире) по сути тоже нет, остались только последствия - они и вызывают тревогу.
Страсть, серьёзность, наивность - это в прошлом, это чужое, мешающее, ненужное. Призраки прошлого - персонажи Райкина, даже по возрасту отстоящие от остальных. Скупой рыцарь растерянно слушает, как мальчишки, молодые драчливые псы рвут на части его текст, говорят за него - и вся его жизнь обесценивается и лишается смысла на глазах. Для них нет прошлого и будущего - есть только сейчас. Музыку Моцарта обесценивает не слепой скрипач-неумеха, а молодой рафинированный Сальери и его благодарная публика. Не существует важного, вечного, есть повторения без развития.
Одна из эстетических кульминаций спектакля - цыганский романс Лауры (Марины Дровосековой). Цыганщина традиционно воспринимается как квинтэссенция страсти. Но тут всё чуть-чуть не так: очаровательный акцент Дины Дурбин, безупречность, шик - к чему переживать, ведь впереди ещё "много-много раз"!
Особая линия спектакля - линия Дон Гуана - Вальсингама, её держит на себе Антон Кузнецов. В отличие от персонажей Райкина, которые уже кажутся реликтовыми, он - современник и живёт по новым правилам. Разлом проходит через его душу. И он знает, что такое любовь (а любовь - тоже страсть). Для Вальсингама это в прошлом, для Дон Гуана - в будущем, которое не суждено... "Новый" человек к любви не способен, любви недостоин. Не получилось. И с его гибелью окончательно рушится мир, в нём не остаётся никакой опоры.
Я не всё поняла и прочувствовала в спектакле, длительность и смысл некоторых сцен остаются для меня загадкой, но очевидно, что все они работают на одну задачу - и в конечном счёте возникает цельное и сильное театральное впечатление. Вряд ли можно относить к недостаткам спектакля плохую подготовленность зрителя, его закрытость и страх перед неожиданным. Мне, например, очевидно, что зрителя надо воспитывать, психологически выводить за пределы школьной программы. Конечно, "Маленькие трагедии" в этом смысле вариант рискованный, но риск оправдан. И ещё - спектакль потрясающе красив!
 
 
 
Татьяна Сенсемилия: Достоевским увлечённаяsen_semilia on April 5th, 2013 04:19 pm (UTC)
только его почему-то снимают с репертуара :-(
в мае уже не играют.

очень хочу попасть - не знаю, удастся ли мне.
lotta20lotta20 on April 6th, 2013 12:05 am (UTC)
Снимают. Спектакль спорный и неровный. Но смотреть стоит. Подруга сказала, что после прочитанных отзывов (плохих или от людей, которые спектакль не поняли) не пошла бы, если бы не мои настойчивые рекомендации - и много бы потеряла. А так - увидела и рада!))
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on April 6th, 2013 07:10 pm (UTC)
Мне работы Рыжакова нравятся. Давно бы уже "сбегала" посмотрела :-)
Но я сейчас загородом живу, проблематично выбираться отсюда, потому не знаю, смогу ли увидеть..
И обычно не опираюсь на мнения других, до просмотра вообще ничего о спектакле не читаю.
lotta20lotta20 on April 6th, 2013 07:26 pm (UTC)
Ну на что-то ведь мы всё равно ориентируемся)) Для меня рекомендацией идти и смотреть был Сатирикон, до этого о Рыжакове почти ничего не знала. А подруга всё больше по музыкальным театрам, из драматических - Фоменко и СТИ, а Сатирикон для неё - крутой авангард. Вот и хотела себя психологически подготовить, чтобы не убежать со спектакля))
Татьяна Сенсемилияsen_semilia on April 6th, 2013 07:32 pm (UTC)
это да :-)
В Сатириконе я готова смотреть практически любой спектакль.
Это мой театр и мои актеры.
Бутусовские - просто непременно :-)
А спектаки Рыжакова видела в Школе-Студии МХАТ, студенческие дипломные.
Тоже очень близко мне :-)