?

Log in

No account? Create an account
 
 
04 April 2013 @ 03:04 pm
"Евгений Онегин" театр им. Вахтангова, 3 апреля 2013  
У меня большая личная радость: мне очень понравился "Евгений Онегин" в Вахтанговском. Понимаю, что Туминасу от этого ни холодно ни жарко... а вот мне - приятно. Дело в том, что "Дядя Ваня" в своё время вызвал отторжение - не потому что плохой, а потому что чувствовала себя на спектакле, как в анатомичке (знаю, о чём говорю, был такой опыт в молодости). И ведь пыталась потом пересмотреть его в записи - эффект тот же.
В ЕО тема смерти тоже сильна, видимо, Туминас без неё и не обходится ( Максаковой можно косу в руки давать, платья временами похожи на саваны, а Онегин-Добронравов - на чёрный кладбищенский памятник, и ларинский возок, в каком в Москву ехать, заколачивают с гробовым стуком), но всё как-то по-другому. Должно быть, глубинный пушкинский оптимизм пробивается сквозь похоронную эстетику. Или ещё что... В общем, главную тему спектакля я бы определила как тему становления личности. Понятно, что личности через разное пришлось пройти, но в итоге - вот Татьяна и вот Онегин!
Спектакль красивейший, с роскошным звукорядом родного уже Латенаса, с зеркальным колышущимся задником. Конечно же, режиссёрский. Собственно, главной причиной для меня идти и смотреть было желание увидеть ЕО не в виде оперы. Пушкинский роман в стихах на сцене - это странно, сложно, это высокая режиссура, можно сказать, эксклюзив. Но и Актёр есть - Маковецкий! Воплощает замысел Туминаса через своё - настойчиво и сильно.
Есть, разумеется, и недоумения. Девушка "с домрой" очень напоминает шута из бутусовского "Лира": тоже в чёрном, с длинными волосами, шустрая и всё приваливается к ногам персонажей - и тоже, как бутусовский шут, вызывает вопросы, кто она и зачем.
Вдовиченков сначала мне показался Автором, но уж очень энергичен и всегда навеселе. По программке - Гусар в отставке. И ладно, попытка витальности в спектакле с призраками - зачёт!
Посложнее - с Ольгой. Она всё время ходит с аккордеоном. Возможно, после бутусовской "Чайки" аккордеон стал необходимым атрибутом витальности (или и ЮБ тут не первый?) Сцена, когда у Ольги его отбирают после замужества, - очень эмоциональная. Но меня коробило, что героиня всё время напевает романс "В лунном сиянии..", который в моём понимании (и не только в моём) стилистически жёстко вписан в эпоху модерна, тем более в таком исполнении. Музыка в спектакле разностилевая, но это уж слишком. Если бы речь шла о Богомолове, решила бы, что это эстетическая провокация, а тут не пойму... И конечно, белая перчатка Онегина, свисающая с ольгиных губ, думай тут, что хочешь, в силу своей испорченности... (опять же вспомнила Богомолова) Перчатка - дуэль, ну да, ну да...
Зато потом - великолепная сцена дуэли, решённая, как сцена убийства (а ведь так оно и есть!) Выразительная, трагическая, красивая (теперь Бутусова вспомнила с его "убийствами" - ну что же такое!) Самое сильное впечатление от спектакля - лично у меня! Увозимый на тележке полуобнажённый Ленский, правда, показался слишком уж похожим на настоящий труп, но с этой особенностью Туминаса я уже смирилась.
Ассоциации с другими спектаклями и другими режиссёрами (ещё и Коляда с валенками пришёл на ум) - это же не в упрёк, это хорошо и добавляет дополнительный зрительский интерес. Признаюсь, одним из стимулов идти на спектакль был обещанный (по отзывам) танец Татьяны с медведем. В "Макбет-Кино" тоже такое было, и уже тогда мне показалось, что корни и там - онегинские, хотелось посмотреть на вариант Туминаса. Но когда в сцене именин вынесли плюшевого мишку, решила, что обманули или я поняла не так. А танец был! В самом конце - и это шикарный финал!
Главная проблема спектакля - всё-таки исполнение пушкинского текста, его больших кусков. Когда это делают Маковецкий, Борисова или "закадровый" Смоктуновский - всё хорошо. Но последний монолог Татьяны в самом конце долгого спектакля, не подкреплённый режиссурой - это утомительно. Особенно, для школьников (а их в зале было много).
Тем не менее, опыт удался! Очень интересно, эмоционально, красиво, временами забавно. Получилось настоящее преодоление хрестоматийности. Пушкин жив!
 
 
 
Марьяmirr_ra on April 5th, 2013 01:27 am (UTC)
Супер! Радостно! Надо сходить.

А Маковецкий и Добронравов - одновременно? Я думала, это составы. (и удивилась, что очень уж странно!) Добронравов - молодой Онегин, а Маковецкий к концу подхватывает?
lotta20lotta20 on April 5th, 2013 05:57 am (UTC)
Маковецкий со сцены практически не уходит (в значимых фрагментах). Я и про него сперва решила, что он - Автор, но быстро разобралась. Автора они раскидали по другим персонажам, в основном он достался Онегину и Гусару-Вдовиченкову.
Добронравов Онегина, скорее, обозначает - внешним рисунком. Много текста отыгрывается через внешнее: пластика, различные "номера"... Добронравов по большей части ХОДИТ эдаким Онегиным - чёрный, блестящий, изящный и набриолиненный))