lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Пасхальная "Чайка"

Беру обратно свои слова о том, что воскресная "Чайка" всегда сильнее субботней: в последние 2 раза это было не так. И я рада, что staraya_koryaga (с которой мы наконец-то познакомились в реале) смогла прийти именно в субботу, так у неё сложилось более адекватное представление о спектакле.
Потому что вчера... Я никогда ещё так не смеялась на "Чайке" - на первых полутора действиях. Жаль, в зале было мало постоянных зрителей, они бы порадовались. Что это было? Праздничное пасхальное хулиганство? Сеанс актёрского легкомыслия, санкционированный режиссёром? Иллария П., бывшая на спектакле, поначалу даже решила, что это новая концепция, потому что они так выступали все вместе - не боясь непривычных интонаций, неловких жестов, обыгрывая все накладки и провоцируя новые... Подначивая и раскалывая друг друга.
Я абсолютно уверена в том, что подобные выходки актёрам необходимы (недаром существуют капустники и "зелёные" спектакли): они просто обязаны периодически дурачиться на публике (а не только на репетициях и в жизни)))  Так происходит полное раскрепощение, так осваивается новое... Повод был: Пасха, праздник, и - малозаполненныйой зал, при котором между актёрами и зрителями желательно сразу же установить доверительные отношения, добавить уюта, чтобы не покрывать энергетикой пустоты. Атмосфера спектакля напомнила мне самые первые "Чайки" - домашностью, переизбытком чувств и неожиданными ходами.
Началось почти сразу: девушка, которую вытащили на сцену, решила потом спуститься с неё по ступенькам, явно плохо видела и чуть не ушла за кулисы. Там её отловила и показала, куда идти, Лика Нифонтова. Шамраев вынес Нине зонтик и большую корзину со снедью (морковкой из этой корзины уже во втором действии Граня выманила из зала Глеба). Шамраев с Аркадиной разыграли новую сценку, причём говорил он с непонятным акцентом (типа немец-управляющий), но явно пародируя Байрона. Маша чуть не рычала на сидящих за столом сотоварищей, а они от неё шарахались. В общем, делали, что хотели, я даже боялась, что не соберутся, когда надо - как всегда, напрасно боялась. Сцена Треплева и Нины с последующим приходом Тригорина - эмоциональный перелом спектакля, после него всё серьёзно, даже умопомрачительные монстры из тригоринских фантазий.

Кое-что поняла про поклонников спектакля, они, в основном, из двух противоположных групп. С одной стороны, это люди очень искушённые в театральном смысле, повидавшие всяких новых форм. С другой - совершенно невинные в общекультурном смысле и потому не испытывающие никакого возмущения из-за несоответствия спектакля эпохе и традициям. Они просто не знают, что это - "не Чехов", воспринимают всё с чистого листа. Ни тем, ни другим не мешает зашоренность, выработанные годами представления, и они могут целиком довериться своему вкусу: нравится - прекрасно, не нравится - ничего не поделать. Хуже тем, кто посередине, им нужна серьёзная работа по освобождению восприятия и, главное - желание это делать.
Tags: БУТУСОВ, САТИРИКОН, Чайка, т-р
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments