?

Log in

No account? Create an account
 
 
06 May 2013 @ 06:19 pm
Пасхальная "Чайка"  
Беру обратно свои слова о том, что воскресная "Чайка" всегда сильнее субботней: в последние 2 раза это было не так. И я рада, что staraya_koryaga (с которой мы наконец-то познакомились в реале) смогла прийти именно в субботу, так у неё сложилось более адекватное представление о спектакле.
Потому что вчера... Я никогда ещё так не смеялась на "Чайке" - на первых полутора действиях. Жаль, в зале было мало постоянных зрителей, они бы порадовались. Что это было? Праздничное пасхальное хулиганство? Сеанс актёрского легкомыслия, санкционированный режиссёром? Иллария П., бывшая на спектакле, поначалу даже решила, что это новая концепция, потому что они так выступали все вместе - не боясь непривычных интонаций, неловких жестов, обыгрывая все накладки и провоцируя новые... Подначивая и раскалывая друг друга.
Я абсолютно уверена в том, что подобные выходки актёрам необходимы (недаром существуют капустники и "зелёные" спектакли): они просто обязаны периодически дурачиться на публике (а не только на репетициях и в жизни)))  Так происходит полное раскрепощение, так осваивается новое... Повод был: Пасха, праздник, и - малозаполненныйой зал, при котором между актёрами и зрителями желательно сразу же установить доверительные отношения, добавить уюта, чтобы не покрывать энергетикой пустоты. Атмосфера спектакля напомнила мне самые первые "Чайки" - домашностью, переизбытком чувств и неожиданными ходами.
Началось почти сразу: девушка, которую вытащили на сцену, решила потом спуститься с неё по ступенькам, явно плохо видела и чуть не ушла за кулисы. Там её отловила и показала, куда идти, Лика Нифонтова. Шамраев вынес Нине зонтик и большую корзину со снедью (морковкой из этой корзины уже во втором действии Граня выманила из зала Глеба). Шамраев с Аркадиной разыграли новую сценку, причём говорил он с непонятным акцентом (типа немец-управляющий), но явно пародируя Байрона. Маша чуть не рычала на сидящих за столом сотоварищей, а они от неё шарахались. В общем, делали, что хотели, я даже боялась, что не соберутся, когда надо - как всегда, напрасно боялась. Сцена Треплева и Нины с последующим приходом Тригорина - эмоциональный перелом спектакля, после него всё серьёзно, даже умопомрачительные монстры из тригоринских фантазий.

Кое-что поняла про поклонников спектакля, они, в основном, из двух противоположных групп. С одной стороны, это люди очень искушённые в театральном смысле, повидавшие всяких новых форм. С другой - совершенно невинные в общекультурном смысле и потому не испытывающие никакого возмущения из-за несоответствия спектакля эпохе и традициям. Они просто не знают, что это - "не Чехов", воспринимают всё с чистого листа. Ни тем, ни другим не мешает зашоренность, выработанные годами представления, и они могут целиком довериться своему вкусу: нравится - прекрасно, не нравится - ничего не поделать. Хуже тем, кто посередине, им нужна серьёзная работа по освобождению восприятия и, главное - желание это делать.
 
 
 
Татьяна Сенсемилия: Достоевским увлечённаяsen_semilia on May 6th, 2013 02:34 pm (UTC)
Здорово!
А с Бутусовым хулиганства на сцене согласуются?
Каждый раз читаю и думаю, как же Вам интересно смотреть и сравнивать.
А я вот никак не решусь на 2й раз.
lotta20lotta20 on May 6th, 2013 02:42 pm (UTC)
Решайтесь! даже если покажется, что "всё не так", не страшно. Знаю такие примеры, тут важно понимать, что все чайки - разные.
Думаю, не то чтобы хулиганства согласовывались с ЮБ... но скорее всего он даёт отмашку, что можно повеселиться. И номера Шамраева наверняка продумываются заранее - хотя бы самим Кузнецовым, но возможно, в контакте с ЮБ. Но дело даже не в номерах, а в общей атмосфере.
gala_spb on May 10th, 2013 10:56 am (UTC)
И я была 5 мая на "Чайке" (в пятый раз). Любимый мой второй акт - поразителен!!
Это правильная мысль о поклонниках, я столкнулась с таким же на додинском "Лире". Самый лучший зал на "Лире" - это молодой зал, который совершенно не знаком с пьесой (это понимаешь по репликам и реакциям), но настроен на серьезное.
lotta20lotta20 on May 10th, 2013 03:24 pm (UTC)
Вам не показалось, что слишком зазеленили? Падали, целовались, чихали - всё с перебором! Но по контрасту - с середины 2-го акта было великолепно!

gala_spb on May 11th, 2013 10:15 am (UTC)
Мне, наверно, трудно увидеть перебор - я живу воспоминаниями :), а в них все и всегда с перебором. Нет, у меня не было ощущения чрезмерности. На следующий день я подумала, что "Чайку" невозможно охватить одним взглядом, ни обращенным вперед, ни назад. Ее можно только прожить, как жизнь, секунду за секундой, мгновение за мгновением. И ощутить это движение жизни от начала к максимуму, а потом - к финалу.
Все время пытаюсь записать спектакль как процесс, пока - не очень получается.
lotta20lotta20 on May 11th, 2013 01:00 pm (UTC)
Это точно! Проживаешь спектакль, как жизнь, и всякий раз по-новому. И это очень сильное чувство (и искушение) - проживать снова и снова свою жизнь, именно СВОЮ!
Я, видимо, попала на одну волну с актёрами, которые там живут, а из них вряд ли кто захочет по доброй воле пропустить спектакль))

Edited at 2013-05-11 09:02 pm (UTC)