?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 May 2013 @ 07:24 pm
О Балабанове  
В каком-то опроснике 2011 года надо было выбрать лучший русский фильм первого десятилетия - и я с ужасом подумала, что по всему это должен быть "Груз 200".  Это не нашему кино приговор, а нашей жизни, потому что в художественном отношении "Груз 200" - фильм прекрасный. Я не могла от него оторваться, смотрела в одиночестве. Именно так и нужно смотреть лучшие фильмы Балабанова, те, в которых нет мейнстрима.
Хотя, пожалуй, "Брат" годится и для "семейного" просмотра (речь, естественно, не о детях) - это ещё Балабанов-лайт, потому единственный, который мы видели многократно, он, помимо всего прочего, доставляет простое зрительское удовольствие. "Братом" он нас и зацепил: ритмом, любимыми "Наутилусами", чёрно-белым обыденным Питером, правдой - не той, которая потом будет продекларирована в "Брате 2". Героем. Неправильно понятым массами Данилой Багровым - и потому поднятым ими на щит именно в качестве Героя. Молодой человек с изуродованным войной сознанием был принят за образец - потому что хоть как-то пытался поправить изуродованный войной мир. "Брата 2" мы уже смотрели, как фильм мейнстримовский, и он оставил по большей части неприятное впечатление, потому что многое упростил, объяснил и тем самым обесценил. Не срослось и с "Войной", было впечатление, что это для кого-то другого фильм, не для меня.
А потом увидела "Про уродов и людей" - и это был шок, и радость, и горе. Фильм большого режиссёра, прекрасно владеющего формой - стильный, эстетически безупречный, с великолепными актёрами, "обработанными" и встроенными в абсолютно авторское кино. Жёсткий, сложный, аллегорический и правдивый.  У меня всё получалось не по хронологии, а по потребности, поэтому в "Жмурки" заглянула и забыла, а ещё что-то пропустила сознательно, но затем пришло полное погружение в два коротких ("Трофим", "Река" )... И дальше - "Груз 200", "Кочегар", "Морфий". Потом уже узнала, что трагическое мироощущение режиссёра подкреплено страшными событиями его жизни - роковыми утратами людей, вместе с которыми создавались фильмы.
Не знаю, посмотрю ли всего Балабанова. С ним сложно и страшно, и это, слава Богу, не мой мир. Помню, на Закрытом показе Гордона он стиснув зубы парировал легковесные наскоки возмущённых, и я тогда подумала, что уж точно не мне судить, нужны ли такие фильмы, потому что ОБ ЭТОМ он знает больше меня и головой отвечает за то, что снял. 
Tags: