?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 April 2009 @ 08:52 pm
"Зачем вы начертались ТАК на памяти моей?"  

                        

     Фото А. Кошелева

   Когда, душа, просилась ты
   Погибнуть иль любить,  
   Когда желанья и мечты
   Во мне теснились жить...

Это один из любимых романсов моей юность (по-моему, на слова Дельвига) - простой, но очень трогательный, потому что вызывает прямые ассоциации с тем миром, в котором мне ТОГДА хотелось жить. И вот спектакль РАМТ "Берег Утопии" дал мне возможность провести в этом мире практически целый день - пусть в качестве наблюдателя, но всё-таки РЯДОМ с людьми, которые так знакомы, так дороги...
Этот мир (конечно, во многом воображаемый) известен по читанным-перечитанным стихам и романам, по картинам, музыке, музеям... А герои стали почти родными ещё и потому, что Ники твердит мне о них целыми днями с той же настойчивостью, с какой я твержу ему о театрах. Когда он сам год назад смотрел этот спектакль, то, по свидетельству его спутников, лицо у него было - как у ребёнка, которому показывают новогоднюю сказку. Соседи-зрители при взгляде на него умилялись.
У меня ни разу не возникла мысль, что это - переводная пьеса. При всей условности происходящего, на сцене каким-то образом воссоздана не только духовная жизнь целой эпохи, но и её вещественная составляющая. Деревянная мебель, свечи, скатерти - всё это меняется стремительно и чётко, подчёркивая скорость уходящего времени. Работает на это и частая смена костюмов: разных, очень красивых, быть может, чересчур роскошных, особенно, у дам. Меняется возраст героев, и не столько благодаря гриму, сколько актёрской игре - великолепной, без всяких скидок на трудности  пребывания на сцене в течение нескольких часов.
Тех, кто особенно поразил и понравился, четверо: Илья Исаев (Герцен), Евгений Редько (Белинский), Алексей Розин (Огарёв) и Степан Морозов (Бакунин). Двое первых выдвинуты  на "Золотую маску" - и я не понимаю, как будет жюри решать эту проблему, потому что они так хороши, и каждый - по-своему: нервный, пластичный Редько со сверкающим взглядом - актёр "во вкусе Достоевского"- и мощный, глубокий, "толстовский" Исаев (разделение это условно, я, например, хорошо  представляю себе Свидригайлова-Исаева).
Ещё очень порадовали Тургенев-Устюгов и эпизодические появления на сцене Гришина, а также чудесные дети: органичные, серьёзные, трогательные.

Естественно, среди зрителей оказалось немало знакомых лиц (около десяти). И вот что забавно: во время антракта мы стали свидетелями спора, очень напоминавшего происходящее на сцене - по искренней и серьёзной заинтересованности участников в предмете, до которого ВСЕМ ПРОЧИМ не было никакого дела, а для них представлялось жизненно важным. Вообще, духовная близость героев спектакля со многими, кого я знаю, мне представляется очевидной, несмотря на смену эпох. Поэтому мир, показанный нам, так интересен, это не чужой нам мир.
B всё же... Должна признать, что всё-таки для меня ЭТО уже прошло и ностальгия была приятной и сладкой. И я благодарна театру за вкус и такт , с каким показан неумолимый ход времени, за нежелание бередить старые раны, за бережное отношение к чувствам зрителей...
Когда они все вышли на поклоны - дворяне-интеллектуалы, разночинцы, крестьяне, дети - я думаю, не у меня одной возник образ России, причём не той, "которую потеряли", а той, которая БЫЛА, а значит, и есть... идеальный образ, конечно...
  
   Не нарушайте ж, я молю,
   Вы сна души моей
   И слово страшное "люблю"
   Не повторяйте ей...

 

Tags:
 
 
 
bertran01bertran01 on April 12th, 2009 06:20 pm (UTC)
Говорят, что во второй раз играется самый плохой спектакль... Вот я во второй раз пишу о спектакле...наверное, это не самое потрясающее, что я о нем уже написала и еще напишу (после последующих просмотров). Но...

[b]Берег утопии. РАМТ. 11.04.2009[/b]

Этот спектакль относится к приятно-запоминающимся и для театральных гурманов, и для случайно посетивших его зрителей.
4 "златомасочных" номинации - и все по делу: удивительно точная постановка Бородина, изящнейшая сценография Бенедиктова и две лучшие роли (лучшие - из лучших!): Герцен/Исаев и Белинский/Редько.

Однако смотреть этот спектакль - тяжелый труд (представляю, каков труд - играть его и обслуживать технически!). Очень трудно не отвлечься от течения времени - а оно течет в XIX веке, но совершенно параллельно тем 10 часам, что ты в театре находишься. Только за эти театральные часы ты проживаешь вместе с героями 35 их долгих лет...

Текст. Какой же потрясающий текст! Абсолютно точный (и абсолютно точно тонируют его актеры и режиссер). И как потрясающе информативность в нем соседствует с юмором! Если растащить пьесу на цитаты - то и не понять будет, пожалуй - где здесь писатели и философы позапрошлого века, а где - сегодняшний сэр Стоппард.
Костюмы. Я не знаток исторического костюма - но вспоминая старые портреты, готова воскликнуть: да! именно так! Каждый костюм - для любования; и не важно, на ком так ладно он сидит: на главном герое или массовочной "дворовой девке". (Впрочем - костюмы столь эффектны, что именно они и отвлекают порой от сценического действия).
Грим. Одной фразой: КААААК работают в РАМТе гримёры: на уровне - чуда.
Музыка. А вот она - не отвлекает. Всегда к месту. Всегда слышна - но никогда не заглушает голоса человеческого.
Сценография. РАМТовское офромление сцены последних лет - оно всегда выше всяческих похвал. Средства, если разобраться, минимальные. Изобретательность - максимальная. А уж изящество... А уж точность... и точность оформления, и точность перестановок, кстати.
Актеры. Как жаль, что нет возможности написать обо всех. Ибо все - великолепны. И соло, и в дуэтах, и в ансамблях, и в массовке...
Выделяю - пятерых: Белинский (Е.Редько), Герцен (И.Исаев), Огарев (А.Розин), Бакунин (С.Морозов), Тургенев (А.Устюгов).
Я не знаю, как жюри Маски будет выбирать лучшего из двух лучших... и слава Богу, что не приходится выбирать из них - пятерых.

Спектакль, который смотреть - трудно.
Но смотреть - НАДО.
И не один раз.
lotta20lotta20 on April 12th, 2009 06:42 pm (UTC)
Мне показалось, что НЕ трудно! Когда в третьей части раздавалось:"Тургенев приехал!" или "Бакунин!" - зрители встречали их, как родных, и как-будто даже соскучились :)