lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Зачем вы начертались ТАК на памяти моей?"

                        

     Фото А. Кошелева

   Когда, душа, просилась ты
   Погибнуть иль любить,  
   Когда желанья и мечты
   Во мне теснились жить...

Это один из любимых романсов моей юность (по-моему, на слова Дельвига) - простой, но очень трогательный, потому что вызывает прямые ассоциации с тем миром, в котором мне ТОГДА хотелось жить. И вот спектакль РАМТ "Берег Утопии" дал мне возможность провести в этом мире практически целый день - пусть в качестве наблюдателя, но всё-таки РЯДОМ с людьми, которые так знакомы, так дороги...
Этот мир (конечно, во многом воображаемый) известен по читанным-перечитанным стихам и романам, по картинам, музыке, музеям... А герои стали почти родными ещё и потому, что Ники твердит мне о них целыми днями с той же настойчивостью, с какой я твержу ему о театрах. Когда он сам год назад смотрел этот спектакль, то, по свидетельству его спутников, лицо у него было - как у ребёнка, которому показывают новогоднюю сказку. Соседи-зрители при взгляде на него умилялись.
У меня ни разу не возникла мысль, что это - переводная пьеса. При всей условности происходящего, на сцене каким-то образом воссоздана не только духовная жизнь целой эпохи, но и её вещественная составляющая. Деревянная мебель, свечи, скатерти - всё это меняется стремительно и чётко, подчёркивая скорость уходящего времени. Работает на это и частая смена костюмов: разных, очень красивых, быть может, чересчур роскошных, особенно, у дам. Меняется возраст героев, и не столько благодаря гриму, сколько актёрской игре - великолепной, без всяких скидок на трудности  пребывания на сцене в течение нескольких часов.
Тех, кто особенно поразил и понравился, четверо: Илья Исаев (Герцен), Евгений Редько (Белинский), Алексей Розин (Огарёв) и Степан Морозов (Бакунин). Двое первых выдвинуты  на "Золотую маску" - и я не понимаю, как будет жюри решать эту проблему, потому что они так хороши, и каждый - по-своему: нервный, пластичный Редько со сверкающим взглядом - актёр "во вкусе Достоевского"- и мощный, глубокий, "толстовский" Исаев (разделение это условно, я, например, хорошо  представляю себе Свидригайлова-Исаева).
Ещё очень порадовали Тургенев-Устюгов и эпизодические появления на сцене Гришина, а также чудесные дети: органичные, серьёзные, трогательные.

Естественно, среди зрителей оказалось немало знакомых лиц (около десяти). И вот что забавно: во время антракта мы стали свидетелями спора, очень напоминавшего происходящее на сцене - по искренней и серьёзной заинтересованности участников в предмете, до которого ВСЕМ ПРОЧИМ не было никакого дела, а для них представлялось жизненно важным. Вообще, духовная близость героев спектакля со многими, кого я знаю, мне представляется очевидной, несмотря на смену эпох. Поэтому мир, показанный нам, так интересен, это не чужой нам мир.
B всё же... Должна признать, что всё-таки для меня ЭТО уже прошло и ностальгия была приятной и сладкой. И я благодарна театру за вкус и такт , с каким показан неумолимый ход времени, за нежелание бередить старые раны, за бережное отношение к чувствам зрителей...
Когда они все вышли на поклоны - дворяне-интеллектуалы, разночинцы, крестьяне, дети - я думаю, не у меня одной возник образ России, причём не той, "которую потеряли", а той, которая БЫЛА, а значит, и есть... идеальный образ, конечно...
  
   Не нарушайте ж, я молю,
   Вы сна души моей
   И слово страшное "люблю"
   Не повторяйте ей...

 

Tags: РАМТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments