?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 June 2013 @ 11:49 pm
Уходящие спектакли Сатирикона  
Все три спектакля очень жалко! Но по-разному.
"Маленькие трагедии Пушкина" были роскошными - радость для глаз и для слуха. Плюс особый авторский ракурс, под которым заиграли по-иному отдельные пушкинские фразы, фрагменты и образы. Плюс резкий мостик в современность. И ещё - сногсшибательный музыкальный номер Марины Дровосековой. Проблемой спектакля стало то, что для многих зрителей подобные "новые формы" оказались неожиданными, они "ничего не понимали".
Этого спектакля уже нет, два других ещё будут играться в июне-июле.

"Доходное место" (22 июня, 5 и 27 июля)
Все три раза в роли Вышневского - Денис Суханов. Спасибо Аверину за этот подарок, как выразилась Мирра. Действительно, хоть какое-то утешение, если учесть, что в телеверсии запечатлён именно он. Положа руку на сердце это очень обидно, потому что Вышневский Суханова - это произведение искусства, которое теперь исчезнет бесследно, а у Аверина - просто роль. Ну и вдобавок спектакль-то был в своё время поставлен на Дениса, он играл Жадова... В общем, хоть проститься по-человечески.
Смотрела вчера: по сатириконовским меркам "Доходное место" - долгожитель (первая редакция в 2003 году), НО никаких признаков старения. По мне (из того, что видела) лучший спектакль Райкина: красивейший, чёткий, одновременно горький и смешной. И играется всё так же чётко и задорно. Его проблема - герой (то есть актёр, играющий героя), но сама постановка - на высоте.

"Деньги" (23 июня, 9 и 18 июля)
Тут всё наоборот - сильный герой и прихрамывающая на остальные ноги постановка. Лучшая (на мой взгляд) роль Дениса Суханова. Вдобавок очень важная для меня: недавно поняла, что каждый раз спектакль был ещё и своеобразным сеансом психотерапии. Только при этом говорила и вспоминала не я, и не я принимала на себя главный удар проживания самого страшного, что может случиться с человеком... Первые спектакли мне очень тяжело дались, но оторваться от них я не могла. Потом,  постепенно что-то там, в душе, зарубцевалось, смягчилось. Но не до конца, потому в этой ситуации мне больше всего жаль себя, я теряю волшебное лекарство, которое ничем не заменить.
К сожалению, и тут очень важным оказался человеческий фактор: ушли из Сатирикона Нина Гусева и Один Байрон, и сцены "без Суханова", не слишком удачно поддержанные режиссурой, резко понизили общий градус спектакля.

В общем, надо признать, что во всех трёх случаях есть некоторые основания для придирок режиссёра. Но... Я - зритель и, уважая в творцах перфекционизм, понимаю, что совершенные спектакли - редкость, и испытываю восторг, когда вижу отдельные сцены и образы, которые можно отнести к высокому искусству.
Страшно обидно, ведь кажется, можно что-то изменить, заменить, найти других актёров...

(Только бы не потерять ещё и "Королеву красоты", которая не играется после ухода из жизни Лины Варгановой!)