?

Log in

No account? Create an account
 
 
26 June 2013 @ 03:32 am
"Майская ночь. Спектакль с закрытыми глазами" Московский театр кукол  
Сперва я прочитала об этом спектакле здесь http://pavelrudnev.livejournal.com/1493398.html
И заинтересовалась потому, что восприятие искусства зрителями с ограниченными возможностями (и вообще разными зрителями) меня  по-настоящему волнует. Отзыв подробный, точный и очень правильный, поэтому отсылаю всех читающих к нему.
Хочу добавить только некоторые собственные впечатления. (спасибо mirr_ra, благодаря ей всё получилось так замечательно!)
На сцене среди незрячих зрителей (ставших участниками) была моя подруга Татьяна, и я невольно не только чувствовала себя обычным зрителем в зале, но и следила за её реакцией, да плюс ещё смотрела, КАК актёры создают этот совершенно изумительный спектакль. И вдобавок очень радовалась за неё.
Дело не в том, что незрячие могут воспринимать всё полноценно - это вообще не то слово! Они воспринимают по-другому, обострив прочие органы чувств, подключив фантазию так, как не можем мы: слишком многое мешает сосредоточенности. Но им нужна помощь: желание и усилия участников спектакля, их живой интерес, энергия и мастерство. Экспериментальное, с некоторым налётом студийности (из-за молодости актёров) представление на самом деле очень точно просчитано. Исполнение на таком высоком профессиональном уровне, что возникает ощущение полной свободы и импровизации. Нет никакой четвёртой стены и вообще никаких стен: великолепный, естественный живой звук идёт отовсюду, актёры перемещаются по всему пространству сцены и зала.
Что поразило больше всего: спектакль ОДНОВРЕМЕННО играется для зала и тех, кто на сцене, кто ничего не видит, только чувствует. В этом есть какой-то особый глубокий смысл. В последнее время ко мне всё чаще приходит мысль о вариативности восприятия одних и тех же событий и явлений. Понятно, что она была многократно высказана и по-разному проиллюстрирована, но это из тех истин, что каждый открывает для себя сам и именно тогда, когда возникает необходимость. Мы все смотрели один и тот же спектакль; сюжет, мораль и прочие смысловые составляющие были общими для всех. Но разность восприятия порождает разность впечатлений, а отсюда и различное наполнение после... И в результате внутренние приобретения, которые происходят всякий раз, когда встречаешься с искусством, тоже разные...
Но самое важное - это, конечно, особый, мало свойственный российскому менталитету подход к людям, которые серьёзно отличаются от большинства. Бережное, деликатное отношение, интерес даже, но в то же время отсутствие снисходительности, жалости. Это цивилизованный, правильный подход - настоящая любовь к людям!