?

Log in

No account? Create an account
 
 
07 July 2013 @ 02:14 am
"Доходное место" 5 июля 2013  
В далёкой юности (может, писала уже об этом) я простаивала долгие очереди на морозе, чтобы потом полтора часа смотреть на  "Портрет Неизвестного" Эль Греко - в Пушкинском музее была выставка картин из галереи Прадо. Мы с Татьяной иногда отбегали полюбоваться на Гойю или Веласкеса, но потом снова возвращались на место, вызывая подозрительные взгляды смотрительниц  музея. За примерно месяц работы выставки таких "сеансов" у нас вышло с десяток: хотели насмотреться, так как в будущем Испания, а значит, и эта картина казались недостижимыми. Теперь понимаю, что это было одним из проявлений культурного фанатства, к которому я имела склонность с детства - по 20 раз перечитывая "Трёх мушкетёров" и многократно пересматривая любимые фильмы. А прощание с той картиной окрашивалось тем же трагизмом, что прощания с нынешними спектаклями.
Но поняла ещё интересный момент: есть один театральный образ, одна РОЛЬ, которая оказывает на меня примерно такое же воздействие, какое оказывают произведения живописи, в частности, тот портрет - речь о Вышневском в исполнении Дениса Суханова. Списала бы это на личное, но мне нечто подобное говорили и другие люди. В чём причина - непонятно. Суханов - актёр динамичный, мобильный, с выраженным внешним темпераментом... но что есть, то есть.
Вот и хожу на последние спектакли прежде всего с целью насмотреться именно на его героя.
К "Доходному месту" у меня отношение сложное. Спектакль объективно очень хороший, но его первую редакцию я не видела, только слышала мнения очевидцев и знаю, что для актёра роль Жадова была очень важной. Теперь его играет другой, загнанный во внешний рисунок прежнего, отчего спектакль, естественно, перекосило, это заметно даже тем, кто не знает предыстории.
А от прежнего Жадова ничего не осталось: в Сатириконе к видеосъёмкам относятся примерно так, как когда-то снобы-меломаны относились к первым музыкальным записям. (И правда: какую ценность представляют записи с голосом Шаляпина? да никакой! Спел когда-то - и ладно!)
В общем, хоть я и жалею о том, что не видела сухановского Жадова, но я о нём практически ничего и не знаю. Поэтому для меня в спектакле он - Вышневский. Попытки анализировать этот образ мало что дают, понятно, что он встроен в спектакль и эстетически очень ему соответствует, но в то же время он какой-то отдельный, самодостаточный.
Для меня долгое время было загадкой, почему Марьяну Спивак, которую я когда-то (до "Чайки") не слишком любила, в "Доходном месте" я принимала полностью. Ведь не только же "за красоту", она и в других ролях красива, но здесь, именно в сочетании с Вышневским-Сухановым, в ней была особая одухотворённость. Теперь, кажется, поняла. У Марьяны есть своя тема, которая, естественно, не сразу раскрылась, и это - тема одиночества. Прекрасная женщина, вызывающая страсть... в том, кто ей не нужен, безнадёжная любовь. Анна Павловна в каком-то смысле является отражением Вышневского, и их трагедии - общего корня.
Марьяна Спивак в этой роли напоминает... Наталью Николаевну Пушкину. Пожалуй, именно вот такой я её себе и представляла.
Ещё два прекрасных героя спектакля - Кукушкина (Марина Дровосекова) и Юсов (Сиятвинда). Роли характерные, но с глубоким внутренним смыслом. Мне очень нравится и Якубов в роли Юсова, но он в нём больше быта, философствующий герой Сиятвинды лучше вписан в поэтику спектакля.