?

Log in

No account? Create an account
 
 
14 July 2013 @ 07:24 pm
"Король Лир" 12 июля 2013 (издалека)  
Смотрели спектакль с mirr_ra издалека - и у неё, что называется, отлегло. Побаивалась Маша: а вдруг и правда мы ходим в театр уже не за искусством, а энергетику глотать и тусоваться? Так рождаются комплексы зрительской неполноценности, подкреплённые тем, что в Сатириконе мы обычно садимся вблизи сцены, а вот в Вахтанговском смотрели "Евгения Онегина" с верхотуры, и на Машу он произвёл тягостное впечатление. Я то уверена, что, если б случился какой-нибудь 3-й ряд, ей бы совсем хана (так произошло с Татьяной на "Дяде Ване"), просто с Туминасом у некоторых сложные отношения.
В том, что спектакли воспринимаются по-разному с разных мест, нет ничего странного, причём везде свои плюсы-минусы. Есть, правда, рассчитанные на камерность, но это не о Бутусове.
До 23-го ряда обычная человеческая энергетика актёров, почти не долетает, но с театральной всё в порядке: объёмное сценическое пространство работает на весь зал. Сложнее с эффектом присутствия. Для того, чтобы почувствовать себя "по другую сторону света", необходимо не только желание и самодисциплина, но и дисциплина соседей, то есть определённые усилия, которые не всем по вкусу. Подтвердилось, что в зале, под завязку заполненном зрителями, заплатившими за билет, с дисциплиной дело обстоит гораздо лучше, чем при разболтанной публике, пришедшей по "входным". Так что практически не мешали смотреть, хотя у некоторых всё равно срабатывала привычка каждые 5 минут хвататься за  мобильник.
Огромное преимущество дальнего вида - возможность охватить взглядом всю панораму спектакля.  До меня впервые дошло, что в "Лире" не задействован "верх", там работают только "цирковые" софиты. Списать это на давность постановки нельзя, так как в "Чайке" то же самое. Зато поняла, почему "проход" Глостера с Эдгаром теперь идёт по диагонали сцены, то есть в трёхмерном пространстве, а не в плоскости, как раньше. Если актёрскую игру хочется смотреть вблизи, то метафорический строй спектакля  лучше ощущается издалека.
Два главных образа "Лира" - коммунальная квартира и цирк. Образ квартиры задаётся прямо и ассоциативно (например, клейстер и газеты, которыми обычно оклеивают стены, листы картона, доски и прочий "ремонтный" реквизит). А цирк - это цирк, смотреть его вблизи - многое теряешь. В цирке, в частности, предполагаются клоуны. Шутовские выходки Райкина и Осипова, которые на близком расстоянии кажутся грубоватыми, издалека - забавны, ярки и уместны. Хорошо выглядит Аверин, мы с Машей сошлись в том, что претензий к нему нет. Даже недавно приобретённая им манера иногда произносить текст "душевно" и со слезой, издалека почти не коробит.
Конечно, есть потери, но больше личного плана. Зрение у меня стало хуже, а бинокль забыла, поэтому совсем не видела тонкую мимику Суханова и Трибунцева и их лица удивительной красоты в глубине сцены на чёрном фоне - в некоторых сценах. Но это отчасти компенсировалось выразительностью силуэтов.
То, что актёры играют на огромной сцене и на огромный зал - особенность спектаклей Сатирикона, но именно у Бутусова очень сильна режиссёрская поддержка такой манеры игры. "Хороший" зритель втягивается в спектакль, где бы он не сидел, но усилия делать надо, как, впрочем, на любом сложном и умном спектакле.