?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 September 2013 @ 11:02 pm
"Пристань", т-р Вахтангова (телеканал "Культура")  
Зрители обычно принимают или не принимают режиссёра по эстетическим соображениям, но поскольку, как правило, форма соответствует содержанию, то и смысл оказывается важным.
Уже давно заметила, что очень многие любят похоронную эстетику - чёрный цвет, скорбную музыку, определённый траурный ритм, строгую роскошь и прочие ритуальные элементы. Удивляться не приходится: ритуалы проверены поколениями, произошёл отбор самого действенного и вкус к этому всему сидит у нас в подсознании. Поскольку похороны - театрализованные мероприятия, многое от них попало на сцену. Но на моей памяти никто так не усвоил и не приспособил похоронную эстетику к театру, как Туминас. Он режиссёр глубокий, говорит о вечном - вот и выбрал ту форму, которая ему по душе. И многим зрителям тоже. Про "Дядю Ваню" я уже писала, что он мне напоминает непрерывную похоронную процессию, о "Евгении Онегине" и "Пристани" могу сказать то же самое.
Естественно, восприятие спектаклей Туминаса зависит не только от вкуса, но и от жизненного опыта, от впечатлительности. Я знаю по крайней мере двоих, кому в зале было просто дурно, а потом у них долго сохранялось ощущение, будто умер кто-то близкий. Сама я как-то научилась это превозмогать - должно быть, из любви к искусству))
Для такого спектакля, как "Пристань", позитивно-траурная форма подходит как нельзя лучше. Юбилей - событие не очень радостное: многое пережито, но и много несбывшегося, утраты, острое ощущение убегающего времени, невесёлые мысли о будущем. Старые актёры Вахтанговского театра принадлежат к драгоценной породе, это уходящая красота сродни чеховскому вишнёвому саду, который того и гляди окончательно вырубят. Юлия Борисова, Юрий Яковлев, Лановой, Коновалова, Этуш, Купченко, Шалевич, Максакова - я не всех их люблю, так сложилось, и спектакль подтвердил мои прежние пристрастия... Но признаю, что все они достойны бенефисных ролей в этом уникальном действе. Главное здесь - соответствие замыслу. Аристократическая красота, значительность, мудрая отстранённость, глубина, благородство стиля - всё подчиняется основной теме. А вот с "молодой" порослью складывалось по-разному, то есть бенефициантам с партнёрами не всегда везло. Иногда в игре наблюдалась излишняя, "выученная" театральность, ненужный пафос и суетливость, которые снижали планку спектакля (впрочем, всё это, может быть, те особенности театрального стиля, которые я плохо переношу).
Лучшим, фрагментом мне показалась сцена по Бунину, из "Тёмных аллей", и возможно, потому что в ней участвовали всего двое - Юрий Яковлев и Лидия Вележева. В симпатии к Вележевой меня заподозрить трудно, у меня к ней большие претензии из-за сериала "Идиот", но вариант Настасьи Филипповны "в возрасте" неожиданно убедил. Актриса оказалась достойной партнёршей Яковлева, абсолютно точно попавшего в интонацию  любовной прозы Бунина, и полностью соответствовала и ему, и Бунину по трагической красоте, глубине и стилю. Этот фрагмент я бы сохранила для себя как образец совершенного высокого искусства.
В общем, я поняла, почему на этот спектакль ломилась "вся Москва": это не просто дань памяти прошлому, это - настоящее и очень важное.
 
 
 
gala_spb on September 14th, 2013 06:57 am (UTC)
Мне тоже больше всего понравились "Темные аллеи". А меньше всего - "Филумена Мортурано", уж насколько я люблю Купченко, но ужасно фальшиво она выглядела.
"Пристань" все время вызывала в памяти "Без вины виноватых" Фоменко, я попала на спектакль на самом излете, уже после ухода Ульянова. Спектакль произвел сильное впечатление, но в числе прочего присутствовала мысль, что наступает такой актерский возраст, когда ты, как зритель, уже не можешь о нем забыть.
lotta20lotta20 on September 14th, 2013 11:36 am (UTC)
Вот про возраст Яковлева я забыла напрочь! Но и вообще спектакль сделан так, чтобы свести к минимуму возрастные проблемы с героями. "Филумена" мне тоже не очень, но больше даже не из-за Купченко, а из-за остального. Правда, я не знаю, может, Князев всегда так играет?
gala_spb on September 14th, 2013 05:20 pm (UTC)
Вот как раз Князев в "Без вины виноватых" на меня произвел сильнейшее впечатление. Ни до, ни после ни разу ничего подобного от него не получала.