?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 October 2013 @ 03:10 am
"Отелло" Сатирикон, прогон 17-го октября 2013  
С первых же тактов поняла, что это - моё, родное и любимое!
Бутусов, говоря о "нелинейном театре", проложил вектор от "Чайки" через "Макбет. Кино" к "Отелло", оставив в стороне свою последнюю большую постановку - "Доброго человека из Сезуана". На мой взгляд, правильно: "Добрый человек" действительно стоит несколько особняком от других. "Отелло" ближе к МК, это тоже объяснимо (Шекспир ведь). "Нелинейный театр" можно понять, как театр, построенный вне законов обычной логики, опирающийся более на подсознание, чем на сознание - то есть снова старый добрый сюрреализм, который Бутусов приспособил к своему творческому методу, разомкнув все рамки, спектакля - и смысловые, и формальные.
За последнее время герои Бутусова повзрослели. Раньше они играли в куклы, солдатики и войнушку, по-детски обижались на друзей и родителей ("Макбетт", "Ричард Третий", "Король Лир"). Потом стали школьниками - подростками и старшеклассниками, и у них другие игры. Это было заметно и в "Чайке": подростковый бунт Треплева против матери совсем не похож на детскую выходку Корделии и детское же злое упрямство Ричарда; влюблённые Костя и Нина в 1-м действии ведут себя так, будто им по 14 лет; а
инфантилизм Тригорина отчасти связан с тем, что ему-подростку слишком рано пришлось начать взрослую жизнь; опять же творчество... тоже игра. "Макбет. Кино" весь нашпигован школьными образами и темами, им соответствует и психологический возраст героев. Первая "настоящая" любовь, гормональные взрывы, настойчивое желание первой красавицы класса, чтобы её избранник был самым-самым, борьба за лидерство, подростковый садо-мазохизм, жестокость драк, кровь, алкоголь, гипертрофия эмоций... Думаю, "Чайка" и МК потому и пользуются такой любовью у молодых зрителей, что они чувствуют близость со спектаклями чуть ли не на физиологическом уровне.
Теперь - "Отелло". Он ещё взрослее, но мысли о продолжении "школьной" темы у ЮБ пришли ко мне, уже когда я увидела афишу: расплывающаяся чернильная надпись на листке в клеточку... и два человечка - рисунок на полях.
Рискну предположить, что точкой опоры, "печкой", от которой начинается танец, в данном случае был Яго-Трибунцев. Отелло ещё нужно было зацепить, почувствовать: в несостоявшемся спектакле МХТ эта роль досталась Дюжеву, но Дюжева в Сатириконе точно нет (ну и ладно!), то есть герою предстояло кардинально измениться. А вот тема Яго для Бутусова если не самая близкая, то важная и сквозная: Эдмонд, Ричард, Франц Моор (а в какой-то степени - леди Макбет и Шен Тэ) - готовы кулаками защищать своё
"добро", потому что жизнь, как они считают, с ними несправедливо обошлась (а расплачиваются за это люди, которых они определили себе во враги).
Но если в студенческом "Liebe" Франц перетянул на себя всё внимание, оказавшись значительно интереснее своего обманутого брата, то с "Отелло" всё иначе. Это другая пьеса, и - главное - другая труппа. Расклад сил определился выбором героя. Отелло - Денис Суханов. Неожиданно, непонятно... но только на первый взгляд. Во-первых, Суханов - самый сильный актёр Сатирикона (не считая стоящего на особом месте Райкина), во-вторых, при этом (то есть будучи сильным и взрослым) он сохранил в себе вневременную юношескую лёгкость - а это важно для ЮБ, в последнее время с большой охотой работающего с молодыми актёрами и студентами и вообще тяготеющего к "школьной" теме.
Ревность - свойство незрелой личности (на самом деле почти всякой личности, зрелых-то мало), и по сути это тоже "подростковое". Суханов уже играл русский вариант "Отелло" - Арбенина в "Маскараде", и в самом финале, когда его герой сходил с ума и оказывался вместе с Ниной в иллюзорном счастливом мире, всё "взрослое" окончательно оставляло  его.
Образы, которые мы видим - это то, что творится в голове двоих - Яго (Трибунцев, как и в "Чайке" очень редко уходит со сцены) и Отелло. В отличие от МК, в "Отелло" раздирающие героев демоны не материализуются в виде традиционной сказочной нечисти, они... современнее, что ли, и это неожиданно сближает спектакль с "Чайкой". Горы реквизита, заполняющие сцену, зрительно ограничивают пространство, конкретизируют место действия. И сами герои более конкретны, чем в МК...
Бутусов снова натолкал в спектакль натурализма: он даже не просто вынес на сцену яичницу, а приготовил её прямо на глазах у зрителей (точнее, Яго приготовил). Снова много воды. Снова герои переодеваются (и раздеваются) на сцене. Снова натуралистичен Кузнецов.)))
Актёрский ансамбль снова работает на высоте. Трое новеньких - недавних студентов - заставили вспомнить "Макбетта" с юными тогда Осиповым и Сотниковым.
Спектакль, к сожалению, сокращается на глазах и, боюсь, к премьере дойдёт до заявленных 3-х часов. Мне вчерашних 3-х с половиной было страшно мало! Ритм спектакля, постепенное накопление впечатлений предполагают постепенное и глубокое погружение - театральную мессу. Но тут уж ничего не поделать...
Сработало самое для меня ценное - эффект накопления, когда к концу приходишь к чему-то очень серьёзному и важному - и сама не знаешь, какими путями тебя к этому привели... и что же всё-таки будет дальше.
 
 
 
Ирина: театралка яstaraya_koryaga on October 17th, 2013 11:46 pm (UTC)
Очередной спектакль-ребус? Разноцветные бусинки-горошинки, которые смотреть интересно, но как-то отстраненно, не идут они у меня, Лен, через душу...
Пожалуй, только вахтанговская Мера за меру и зацепила.
А пишешь ты дивно - анализ вполне профессиональный!
lotta20lotta20 on October 18th, 2013 07:40 am (UTC)
Ир, положа руку на сердце - "Мера" - детский сад и за душу цеплять там практически нечему. Тебя зацепило, потому что любишь этих актёров, они тебе родные.
А про спектакли ЮБ (за исключением действительно холодного, особняком стоящего "Доброго человека") тебе многие скажут, что не то что за душу берут, а бывает, что и жить без них не знаешь, как. ЮБ - сентиментальный режиссёр, коли на то пошло))) Просто абсолютно не твой.
assol_alexsoldaassol_alexsolda on October 19th, 2013 04:50 pm (UTC)
Спасибо Вам большое за разбор! На спектакль ещё не получилось попасть, прочитала с большим интересом и удовольствием.
lotta20lotta20 on October 19th, 2013 09:14 pm (UTC)
Посмотрите обязательно! Спектакль ко всему ещё и красивейший! а это не разбор никакой, только самые общие впечатления.