lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Отелло" (герои)

Для Бутусова очень важны актёры не просто с яркой индивидуальностью, но с собственной темой, именно они помогают ему воплотить его представления о мире.
ЯГО. Обычно герой Трибунцева - "простой" человек (почти что "маленький человек"). Обаятельный, трогательный, с понятными слабостями и недостатками. С ним легко ассоциировать себя, ему веришь... Вот и Яго совершает своё "мировое зло" - и при этом готовит яичницу, обнимает женщин... просто живёт. Он даже ждёт от зрителей понимания - и находит его (Что поделать: политика - грязное дело... И вообще - жизнь такая!). То есть невольно свыкаешься с тем, что поведение Яго в порядке вещей. Обыкновенность героя подчёркивается и его музыкальными вкусами: он играет на электрогитаре красивые, но заезженные до полной банальности мелодии. Формально Яго ненавидит Отелло, потому что тоже ревнует и потому что обошли по службе. Но корень в другом: Отелло - человек иной породы, чужой, а значит, непонятный и опасный; Яго чувствует исходящую от него опасность, и не без основания. Для меня ключом к разгадке его ненависти стала сцена, когда Отелло мажет чёрной краской руки, а Яго смотрит на него, похолодев от ужаса.
ОТЕЛЛО. Денис Суханов всегда играет не только человека, но идею, мысль, аллегорию. В нём нет быта и много стиля, он аристократичен, по-декадентски невитален - и в этом смысле Отелло противоположность Яго. Он не просто особенный - он единственный, а значит, абсолютно одинокий. Его индивидуализм зашкаливает, но... для современного человека это тоже понятно и привычно. Страх Яго в отношении его не напрасен: для Отелло существует лишь тот мир, который в его голове (как вариант субъективного идеализма), потому гибель чего-то для него важного означает гибель мира. В итоге, запустив эту адскую машину, Яго погибает сам. И непонятно даже, кто больше виноват в трагедии: ведь не случись Яго, Отелло мог споткнуться о что-нибудь другое: мало ли что нарушило бы его мировую гармонию - и тогда "конец всему".
ДЕЗДЕМОНА.  Безусловно, роль больше всего бы подошла Агриппине Стекловой - с её актёрской многоликостью и женской изменчивостью. Но эта тема уже серьёзно разработана ею в других спектаклях Бутусова, особенно, в "Чайке", а Марьяна Спивак вносит в образ новые краски. Молодая актриса лучше всего играет несчастную любовь - и это есть в спектакле. В остальном (как все уже подметили) Дездемона видится глазами мужчин: Отелло, Яго, иногда Родриго.  "Неверная, как вода", она принимает форму любого сосуда. И так же, как без воды, мужчина не может жить без неё. Женщина-Ева создана из ребра мужчины, она даёт ему возможность познания и уводит из Рая - из мира детства.

Вообще-то мир гибнет не до конца: происходит редукция, упрощение, возврат к первобытности, к "планете обезьян". Исчезают тонкость, сложность, глубина. Прихрамывающий Кассио и Бьянка вешают на руки Яго и Эмилии казённые бирки и уходят вместе - живущие инстинктами, "нищие духом". Замыкается круг, мир будет похож на тот, что изображён на заднике сцены (и не всеми замечен): какие-то человекообразные, косматые существа бредут по серому голому пространству.
Tags: БУТУСОВ, Отелло, САТИРИКОН, Трибунцев, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments