?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 October 2013 @ 12:26 pm
"Отелло" (герои)  
Для Бутусова очень важны актёры не просто с яркой индивидуальностью, но с собственной темой, именно они помогают ему воплотить его представления о мире.
ЯГО. Обычно герой Трибунцева - "простой" человек (почти что "маленький человек"). Обаятельный, трогательный, с понятными слабостями и недостатками. С ним легко ассоциировать себя, ему веришь... Вот и Яго совершает своё "мировое зло" - и при этом готовит яичницу, обнимает женщин... просто живёт. Он даже ждёт от зрителей понимания - и находит его (Что поделать: политика - грязное дело... И вообще - жизнь такая!). То есть невольно свыкаешься с тем, что поведение Яго в порядке вещей. Обыкновенность героя подчёркивается и его музыкальными вкусами: он играет на электрогитаре красивые, но заезженные до полной банальности мелодии. Формально Яго ненавидит Отелло, потому что тоже ревнует и потому что обошли по службе. Но корень в другом: Отелло - человек иной породы, чужой, а значит, непонятный и опасный; Яго чувствует исходящую от него опасность, и не без основания. Для меня ключом к разгадке его ненависти стала сцена, когда Отелло мажет чёрной краской руки, а Яго смотрит на него, похолодев от ужаса.
ОТЕЛЛО. Денис Суханов всегда играет не только человека, но идею, мысль, аллегорию. В нём нет быта и много стиля, он аристократичен, по-декадентски невитален - и в этом смысле Отелло противоположность Яго. Он не просто особенный - он единственный, а значит, абсолютно одинокий. Его индивидуализм зашкаливает, но... для современного человека это тоже понятно и привычно. Страх Яго в отношении его не напрасен: для Отелло существует лишь тот мир, который в его голове (как вариант субъективного идеализма), потому гибель чего-то для него важного означает гибель мира. В итоге, запустив эту адскую машину, Яго погибает сам. И непонятно даже, кто больше виноват в трагедии: ведь не случись Яго, Отелло мог споткнуться о что-нибудь другое: мало ли что нарушило бы его мировую гармонию - и тогда "конец всему".
ДЕЗДЕМОНА.  Безусловно, роль больше всего бы подошла Агриппине Стекловой - с её актёрской многоликостью и женской изменчивостью. Но эта тема уже серьёзно разработана ею в других спектаклях Бутусова, особенно, в "Чайке", а Марьяна Спивак вносит в образ новые краски. Молодая актриса лучше всего играет несчастную любовь - и это есть в спектакле. В остальном (как все уже подметили) Дездемона видится глазами мужчин: Отелло, Яго, иногда Родриго.  "Неверная, как вода", она принимает форму любого сосуда. И так же, как без воды, мужчина не может жить без неё. Женщина-Ева создана из ребра мужчины, она даёт ему возможность познания и уводит из Рая - из мира детства.

Вообще-то мир гибнет не до конца: происходит редукция, упрощение, возврат к первобытности, к "планете обезьян". Исчезают тонкость, сложность, глубина. Прихрамывающий Кассио и Бьянка вешают на руки Яго и Эмилии казённые бирки и уходят вместе - живущие инстинктами, "нищие духом". Замыкается круг, мир будет похож на тот, что изображён на заднике сцены (и не всеми замечен): какие-то человекообразные, косматые существа бредут по серому голому пространству.
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on July 7th, 2014 02:48 pm (UTC)
тот, что изображён на заднике сцены
близко сидел и плохо разглядел задник (и все пространство)
надо бы второй раз смотреть ряда с 15-го
lotta20lotta20 on July 7th, 2014 03:30 pm (UTC)
Re: тот, что изображён на заднике сцены
вблизи теряется пространство, а вдали - герои (в 1 действии не получается сконцентрировать на них внимание из-за обилия реквизита)
Лев Семёркинlev_semerkin on July 7th, 2014 04:33 pm (UTC)
Re: вблизи
а Вы сколько раз смотрели?
и с каких мест?
lotta20lotta20 on July 7th, 2014 04:43 pm (UTC)
Re: вблизи
я много раз смотрела)) и с разных мест. очень плохо сбоку и плохо дальше 10 ряда. Получился очень специфический спектакль в плане сценографии и места актёра на сцене. Пожалуй, единственный из виденных мною спектаклей ЮБ, которые плохо смотрятся дальше 10 ряда. Лица актёров теряются.
Один раз смотрела с 1 ряда рядом с игровыми местами - это был просто ужас - как будто на сцене сидишь и тебя туда втягивают))
Лев Семёркинlev_semerkin on July 7th, 2014 04:49 pm (UTC)
Re: плохо смотрятся дальше 10 ряда
а мне показалось, что оттуда хорошо будет видна картинка - надписи-титры, видеопроекция, задник

и бардак на сцене может во что-то связаться (зачем-то они там то убирают предметы, то обратно расставляют)
и мизансцены будет видно, если сверху смотреть
lotta20lotta20 on July 7th, 2014 04:56 pm (UTC)
Re: плохо смотрятся дальше 10 ряда
конечно! потому имеет смысл смотреть и издалека (но опять же не слишком) - но только если уже видели вблизи героев, а то их фигуры на фоне бардака теряются, а человеческая энергетика не доходит.
ЮБ меняет и титры, и мизанцены, и сцены целые, и их порядок! по интуиции делает, спектакль действительно как-то сложился только сейчас, и то не до конца. Вчера было прилично нового, точнее, видоизменённого старого.
Пока что отсутствуют 2 изначальных сцены - "памяти Краско" и драка в дыму во 2 действии, когда в ногу Кассио попали стрелой - вот почему он в финале хромает)
Лев Семёркинlev_semerkin on July 7th, 2014 05:00 pm (UTC)
Re: почему он в финале хромает
я даже не обратил внимания, что он хромает
Кассио мне был интересен только в одной сцене (когда Яго его напоил), очень жизненно сыграли оба :)
lotta20lotta20 on July 7th, 2014 05:12 pm (UTC)
Re: почему он в финале хромает
там просто много всего)) в финале остаются только Кассио и Бьянка
Лев Семёркинlev_semerkin on July 7th, 2014 05:23 pm (UTC)
Re: Кассио и Бьянка
это можно понять как продолжение бесконечного бега по кругу
теперь мужлан Кассио будет ревновать Бианку-куртизанку и в конце концов убьет ее, как Отелло Дездемону, а Яго Эмилию
lotta20lotta20 on July 7th, 2014 06:10 pm (UTC)
Re: Кассио и Бьянка
я это поняла, как то, что остались самые простые, живущие инстинктами. Я не Яго противопоставляю остальным, а Отелло и Яго - остальным. Сложный мир (Хаос - тоже система) упрощается, точнее, рушится.