?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 November 2013 @ 01:59 am
"Рай" Эймунтас Някрошюс, 8 ноября (на Сезоне Станиславского)  
Первым впечатлением был контраст высокой, зрелой режиссуры и наивности исполнителей. Подобное ощущение возникло у меня в своё время на "Макбет. Кино", но прошло быстро. Здесь тоже прошло, но по иным причинам. Действительно, юные, светлые, лёгкие и наивные существа больше всего соответствуют Раю. Не отягощённые грехами, потому что мелкие невинные грехи (к ним, должно быть, режиссёр относит и чревоугодие с табакокурением) они сдали при входе привратнику. К тому же манипуляции с воображаемыми предметами и  пантомиму (ведь в Раю нет материальных вещей)  молодые, хорошо подготовленные актёры выполняют лучше всего. Впрочем, Данте - актёр явно опытный (Роландас Казлас), земной, вполне цивильного вида, одетый в вельветовые тригоринские брюки и кирпичный полувер - обладает ещё более  безупречной пластикой, чем его партнёры.
Сценография аскетична: чёрный задник, три пучка верёвочных лучей, струящихся из софитов, они же - струны, озвучивающие музыку небесных сфер. Правда, ещё освоено пространство перед сценой - справа стол и сундук (там расположился привратник), слева - пианино, на котором периодически исполняется нечто в духе Зденека Фибиха (я его наслушалась в "Отелло" и теперь везде ищу похожее).
Спектакль прозрачно-лучезарен, ничего лишнего - пустота и свет. Реквизит кажется таким же нематериальным, как вода, вроде бы заполняющая сцену, но ощутимая лишь по звуку плеска и движениям актёров. Впрочем, есть и настоящая - в прозрачных стеклянных бокалах. Её Данте льёт в руку Беатриче, а потом пьёт из её руки.
Понятно, что выдумки Някрошюса вызывают желание догадываться, домысливать, а то и присвоить что-то себе. Помимо Бутусова и Туминаса на ум пришёл ещё виденный когда-то "Фауст" в ШДИ, но думаю, присваивали многие. Сдаётся мне, что электрогитара в руках сатириконовского Яго тоже родом отсюда (на ней играет один из персонажей). Однако между Бутусовым и Някрошюсом есть существенная разница: в спектаклях ЮБ много того, что кажется необязательным - принципиально нестреляющих (или стреляющих куда Бог на душу положит) ружей и опять же принципиально импровизационный характер игры актёров.
"Рай" - спектакль ювелирно точный, с прозрачной кристаллической структурой. Он действительно похож на драгоценный камень чистой воды. И впечатление от него соответствующее - светлая печаль или горькая трагическая мудрость, это уже на личный выбор каждого.
 
 
 
Ирина: театралка яstaraya_koryaga on November 9th, 2013 09:51 pm (UTC)
С удовольствием читаю тебя, Лена. Твои элементы анализа так интересны. Я после берлинских спектаклей тоже всякого всего у наших "новаторов театральных" нахожу )). Но это и нормально, если не просто "эффекта ради".
lotta20lotta20 on November 9th, 2013 09:53 pm (UTC)
Как я понимаю, ты снова в Берлин? нет?
Ирина: интересуюсьstaraya_koryaga on November 9th, 2013 09:56 pm (UTC)
да, через месяц на пару недель.
lotta20lotta20 on November 9th, 2013 10:03 pm (UTC)
Вот и насмотришься! Някрошюс - европейский режиссёр уже, недаром у него всё копродукции. Для меня было важно уяснить, откуда ноги растут у метафор Бутусова - он ведь это и не скрывает, но должно было быть что-то принципиально другое - не в методе работы, а в подходе к спектаклю вообще. Кажется, я уяснила разницу для себя. Это принципиально.
Иринаstaraya_koryaga on November 9th, 2013 10:11 pm (UTC)
Я стала больше Оперу смотреть )). Ну, да в планах есть несколько спектаклей, выложила под замком, для друзей, примерно что хочу успеть. Но мало две недели, я в основном за новогодне-рождественским настроением еду ).