?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 November 2013 @ 08:00 pm
 
Зрительско-обывательский взгляд на ситуацию.
Всё-таки интернет - странная штука. На ФБ можно пожаловаться друзьям на насморк, а можно сделать практически официальное заявление, на которое будут ссылаться сми. Так вчера все и узнали о том, что происходит с "Карамазовыми", подключившись не к результату, а к процессу. Не могу отрешиться от мысли, что в настоящее время то, что происходит вокруг спектакля, является частью самого спектакля в целом - рамок нет, границы произведения искусства размыты. И это в случае с Богомоловым правильно, потому что в конечном счёте речь идёт о художественном впечатлении особого рода, а оно много от чего зависит.
Моё первое чувство, когда я узнала о возможной отмене спектакля, было абсолютно эгоистическим: какими бы ни были богомоловские карамазовы, я хочу это видеть! Теперь, когда вроде бы ситуация определилась и главные опасения сняты, хочется понять, каковы могут быть последствия заявленного Богомоловым его ухода из МХТ.
Почему-то за сам театр в связи с этим совершенно не переживаю: МХТ всё-таки какое-то специфическое творческое образование, незаменимых в нём нет (возможно, кроме самого худрука). А вот по поводу судьбы самого Богомолова у меня двойственные чувства. Во-первых, конечно, по-человечески его очень жаль, такие жизненные испытания выдержать нелегко. Да и картина мира изменилась: вроде бы так всё было хорошо, на главной сцене страны такому вот режиссёру-экстремисту создаются все условия! И зрителей жалко...
Но уже после успеха "Идеального мужа" у меня начались подозрения в том, что выбранный режиссёром путь ведёт в неинтересную мне сторону, и происходит это именно из-за вот этого "идеального" альянса Богомолов-Табаков.
Полезно ли взрослому художнику с такой активной общественной позицией, чтобы его "прикрывали"? Не уверена. Потому что всё-таки необходима максимальная личная ответственность за то, что он делает, а тут... часть ответственности берёт на себя "старший". Хорошо ли, когда в распоряжении режиссёра-насмешника и экстремиста прекрасные технические и материальные возможности? Вроде бы должно быть хорошо... Но когда высмеиваемые общественные и человеческие уродства предлагаются в дорогой нарядной упаковке, это производит странный эффект. Кому-то это приятно и интересно, мне - противно. Вроде бы он того и добивался, хотел, чтобы стошнило всех - но по факту ничего подобного, скушали и ещё добавки попросили... Хочется, чтобы всё происходило в какой-то другой эстетике, а эстетика зависит и от возможностей.
А ещё у Богомолова теперь своя школа, а это в перспективе предполагает свой театр, так что, может, и к лучшему? Энергии у него много, таланта тоже, так хочется, чтобы талант художника реализовывался в творчестве, а не в общественной или тусовочной деятельности.