?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 November 2013 @ 01:59 am
"Карамазовы", предпремьерный показ, МХТ, 26 ноября 2013  
Посмотреть на обещанный режиссёром ад было, конечно, очень интересно. Достоевский - не Уайльд, от него трусами не отмахаешься (тьфу, это на меня стиль спектакля действует). И не отмахался: Достоевского, вневременного и всемирного, в "Карамазовых" много. Рискну предположить, что именно с этим, то есть с текстом и с содержанием, связаны практически все открытия-откровения: зритель неожиданно для себя оказался перед лицом великого романа, как мудрец-атеист перед вечной жизнью. Актёры - прекрасные, инсценировка удачная, текст подаётся интересно. А эротические и прочие фантазии на тему Достоевского (кто читал) - у каждого свои. И Богомолов, безусловно, имеет право их вот так обнародовать. Мне вообще непонятно, как люди, проглотившие "Идеального мужа", могут запрещать режиссёру ковырять в носу  выпустить спектакль в том виде, в каком он есть сейчас.
Повторения эффекта ИМ я больше всего боялась и, заранее настроившись на ублюдочный рублёвский стайл, приготовилась ради искусства тренировать рвотный рефлекс. Но обошлось. Действие спектакля происходит в роскошном ритуальном зале морга (или крематория). Почти постоянно работают две камеры, транслируя на три экрана крупные планы актёров и некоторые внесценические эпизоды. Богомолов работает с актёрами здорово, так что это испытание они выдерживают. Неожиданно лучшим оказался Вержбицкий (Зосима-Смердяков) и совершенно замечательным Филипп Янковский (Митя), похожий и непохожий на отца. И всё-таки главными для меня (и возможно, для всех) стали моменты-прозрения Розы-Алёши. Их явно могло быть больше, но происходили они по команде режиссёра, потому, что есть, то есть.
О распальцованном Миркурбанове разговор особый. Для меня главной интригой было, как Богомолов разберётся с Чёртом. Когда-то в абсолютно традиционных "Карамазовых" абсолютно нетрадиционный Бортников сыграл Смердякова и Чёрта, и это сделало спектакль. Здесь же Чёрта сыграл Миркурбанов-Фёдор Палыч (недаром он мне так напоминал Бортникова), и это тоже спектакль сделало. А уж когда в финале звучит песня "Я люблю тебя, жизнь!" - в исполнении этого любителя жизни, женщин и детей, подуставшие сердца зрителей просто воспламеняются.
Естественно, в спектакль вошли не все важные сцены и линии романа: нет истории штабс-капитана Снегирёва, нет поляков в Мокром (режиссёр, должно быть, решил не обижать поляков), прозападничество Смердякова ограничилось его медитацией под песню про Берлин. Но главное - нет Легенды о Великом Инквизиторе! И хорошо, что нет: актуально-облегчённое решение этой темы (а только оно и возможно в таком спектакле) мне видеть бы не хотелось. Отдав должное актёрскому мастерству и человеческому мужеству Кравченко за его монолог о "слезинке ребёнка", не могу всё-таки не отметить, что эта сцена и близко не поднимается до подобной же в "Нелепой поэмке" Гинкаса.
Про то, чего у Достоевского нет. Эротические фантазии, как я уже писала, можно оставить за скобками. Основное - как Богомолов разобрался в конце концов с героями. Ставший праведником Смердяков превратился в Зосиму№2 (и после смерти засмердел), то есть не повесился, как Иуда. А вот Митю повесили под титры, что его не жалко, "ибо пуст и громок". Кто про что, а я в это время подумала про шумиху, предшествующую премьере. Жизнелюбивый Иван дожил до 80-ти лет, только перед смертью повстречавшись с Чёртом-папой, подтвердив, что он ему плоть от плоти. Алёша и Лиза ангелами сбросились с крыши - и разбились. Эти финальные разборки почему-то принципиального характера не имеют. Ведь приговор выносится не отдельным личностям... а кому? Всему миру? Богу и попам? Обществу? Отцам и детям? России? О! "Там русский дух, там Русью пахнет!"- звучит в спектакле пушкинское "Лукоморье". Вот он наш родной Скотопригоньевск - разложившийся, просмердевший, погубивший не только ангелов, но и просто невинных. И продолжающий петь свою песню о любви к жизни!
Моё главное разочарование: а где же сценка с мастером Йода, которая была в трейлере? "Этот мир придуман не нами..."
 
 
 
Ирина: театралка яstaraya_koryaga on November 26th, 2013 10:16 pm (UTC)
Да-да-да, я рада, что тебе понравилось!
Да, я ведь еще так сдержанно написала, не очень уж раскрывая все-все, да и вспомнила не все сразу, если честно! )). Мне кажется что тут вот это церковное стало камнем преткновения.
lotta20lotta20 on November 26th, 2013 10:20 pm (UTC)
Ир, мне, конечно, понравилось... но прямо скажу - не слишком))
Ирина: интересуюсьstaraya_koryaga on November 26th, 2013 10:24 pm (UTC)
Ну, все же. А есть что-то порезанное, это чувствуется, да.
Но шедевр же. Сидит у меня теперь, как заноза! )
lotta20lotta20 on November 26th, 2013 10:30 pm (UTC)
А по-моему, никакой не шедевр. Я абсолютно не понимаю, что тут могло так уж захватить, помимо текста ФМ и местами гениальной игры актёров.
Ирина: театралка яstaraya_koryaga on November 26th, 2013 10:37 pm (UTC)
Ну ладно. Разные у нас с тобой представления о шедеврах )).
lotta20lotta20 on November 26th, 2013 10:38 pm (UTC)
точно!