?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 December 2013 @ 04:16 pm
Карамазовы и де Сад  
Богомолов не отпускает, в том смысле, что он - везде! Вчера "Идеальный муж" предсказуемо получил "Звезду Театрала", весной получит Маску (почти уверена в этом). Меня очень занимает феномен воздействия его последних мхатовских спектаклей на зрителей и критиков, а критики в данном случае выступают как зрители (к их чести), им реально нравится, и в своих рецензиях они трогательно наивны и субъективны.
Уже две (!) статьи называются "Карамазовы и ад", а если учесть, что и само название неоригинально, то понятно, насколько одинаковую кашу заварил режиссёр в головах. Почему-то один Лев Семёркин http://lev-semerkin.livejournal.com/565372.html обратил внимание на садо-мазохистский компонент спектакля, без фигуральности выражения, а в прямом смысле.
Из зрителей мало кто и "Карамазовых" читал (проверено!), но театроведы, конечно, читали, однако соотносят инсценировку исключительно с Сорокиным. Не читали романы де Сада? Не почувствовали сходство? Это, кстати, интересный вопрос: насколько образованы люди, в среде которых Богомолов считается "опасным интеллектуалом", его-то начитанность сомнений не вызывает. Я помню пару романов, сходство налицо: специфическое богоборчество, призванное шокировать зрителей, жестокие сексуальные сцены, глумливость, отвратительный натурализм в описаниях, "запах разложения", особенный герой (Миркурбанов здесь в самую точку!)... Маркиз де Сад при всём при том писатель выдающийся, и связь его с эпохой очевидна, он понял и прочувствовал её важные болевые точки, но непреходящий интерес к его творчеству во многом вызван сложной природой человека, тёмными инстинктами, тоже непреходящими - это ниточки, за которые можно дёргать, чтобы получить нужные реакции.
В общем, да, "Карамазовы" интересны. А сам Богомолов мне уже представляется не Иваном и не Смердяковым, а одним из достоевских "бесов", конечно, не Петенькой Верховенским, а помельче, именно "одним из", только талантливым, одно другому не мешает.
 
 
 
lotta20lotta20 on December 3rd, 2013 06:43 pm (UTC)
http://kommersant.ru/doc/2358155 Должанский как раз про это и пишет - про особый талант КБ - талант управления (манипуляции) зрительским вниманием. И даже пытается вскрыть механизм.