?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 December 2013 @ 11:53 pm
Сериал "Оттепель", реж. В.Тодоровский  
Фильм, что называется, удался. В том смысле, что всякие исторические и стилевые неточности уходят на второй план, как и собственно художественные достоинства, потому что главное - что нравится, что хочется смотреть. На моей памяти таких случаев несколько: вроде бы ничего значимого, куча всяких огрехов, но это неважно. Уверена, что "Оттепель" и в памяти останется, и пересматривать сериал будут, и продолжения ждут.
Впрочем, надо признать, что удача в принципе была бы невозможна при низком художественном уровне и при бОльшем числе огрехов, так что и с этим всё в порядке. На неточности и косяки создатели, в основном, пошли сознательно, особенности жанра этого требовали. Название "Оттепель" -  тоже компромисс, оно обязывает, а обязательства надо выполнять, это главный недостаток. Зато - как запоминается!
Несколько главных приманок: ретро 60-х, "про кино" и актёры. "Оттепель" - стилизация, которая в основном ограничивается воспроизведением некоторых, самых ярких примет времени, но этого достаточно, чтобы возбудить - у кого память, у кого - воображение. "Про кино" интересно если не всем, то многим, кто вообще российское кино смотрит; кто смотрит только западное, тот может найти интересное там, сюда ему соваться - только расстраиваться. Я с нетерепеньем ждала, что же они (герои то есть) такое снимут: хоть их фильмец - это не вожделенные "Осколки", а синица в руках, душу всё же вкладывали. Судя по показанной последней сцене, вышел какой-то "атомный иван", но это впечатления не испортило.
Главная художественная ценность - всё-таки актёры, как всегда у Тодоровского, великолепные, очень хорошие или просто хорошие, неудач в фильме нет. Великолепные, очень талантливые, раскрывающиеся - Михаил Ефремов, Яна Сексте и Павел Деревянко. Для одного фильма это очень много. Герои-мужчины (Цыганов и Яценко) меня сперва не вдохновили, но потом приняла: если по-настоящему нравится, примешь и поймёшь. Аня Чиповская, на мой взгляд, одна из лучших молодых снимающихся актрис, а Марьяна - её лучшая роль в кино. Нина Дворжецкая - прекрасное, точное попадание в известный типаж, замечательно яркая работа. Все остальные - очень достойные.
Есть моменты неприятные, хочу всё-таки их отметить. Законы жанра требуют чётких этических оценок, это важнее, чем внешние признаки жанра. Нельзя обижать детей, нельзя обижать беременных женщин. Если в фильме мы это видим, должны понимать, что - нельзя! Марьяна, конечно, сделала глупость, явившись к Хрусталёву сообщать о своей беременности, заведомо на что-то надеясь. Но ей - 19 лет, а ему - под 40. Когда он её практически выгоняет, а потом красиво варит щи и угощает компанию друзей, а она в это время пьёт коньяк в одиночку на скамейке - как к этому относиться? Когда Инга перед съёмкой доводит Марьяну до слёз язвительностью (ну и что, что актриса, сама же мать) - как к этому относиться? Получается, что Хрусталёв - сволочь, его бывшая жена - стерва, но это списывается на сложность жизни и лёгкость нравов в мире кино.
То же самое - с "уклонением" Хрусталёва от призыва в войну. Экзистенциальные переживания героя свалены в одну кучу с прокурорской местью, решение серьёзной проблемы приносится в жертву внешним законам жанра.
Эти два момента удивили меня легкомысленным отношением создателей к болезненным темам, требующим большей точности и осторожности. В остальном фильм очень хороший, приятный и светлый. Хочется продолжения!
Tags:
 
 
 
LiveJournal: pingback_botlivejournal on December 13th, 2013 08:00 am (UTC)
Послание к Собранию
Пользователь lj_editor сослался на вашу запись в записи «Послание к Собранию» в контексте: [...] http://lotta20.livejournal.com/224712.html [...]