?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 January 2014 @ 08:36 pm
Тайна двух капитанов. Часть 2  
Оригинал взят у eho_2013 в Тайна двух капитанов. Часть 2
Окончание. Начало см.: http://eho-2013.livejournal.com/253655.html
варзина
Кольский полуостров. Река Варзина

Кольский полуостров всегда был одним из самых загадочных и мистических мест в России. Современные исследователи говорят о множестве геопатогенных зон в этих местах, в которых человеку становится не по себе, о древних святилищах, построенных так, словно гигантские каменные плиты обрабатывали лазером, о таинственных лабиринтах, явно несущих сакральный смысл…
На Кольском полуострове издавна обитали саами (или лопари) – народ финно-угорского корня. Благодаря русским священникам-миссионерам, пришедшим на северные земли, лопари в ХVI веке приняли православие, но традиции родового строя и древних языческих верований сохраняли еще очень долго, вплоть до начала ХХ века. Священнослужители говорили, что лопари «в вере тверды, часовни и храмы посещают», однако многие исследователи были уверены, что северные аборигены усвоили лишь внешнюю, обрядовую сторону христианства, и то лишь потому, что этого от них ждали уважаемые люди, которых не хотелось обижать. Но все местные верования – в языческие божества, в духов, в священные камни, в которых эти духи скрываются, в колдовство нойдов – никуда не ушли, а тем более в шестнадцатом столетии, когда лопари были новообращенными христианами, в повседневности продолжавшими жить прежней жизнью со всеми ее древними традициями.

У лопарей колдунов и шаманов было много, практически каждый глава семьи в той или иной мере владел таинствами северной магии, пришедшей из глубины веков. Но были и верховные шаманы, самые опытные, самые умелые и самые посвященные. Среди прочих удивительных умений саамских нойдов была способность погружать людей в транс, причем впадали лопари в состояние полной заторможенности чуть ли не целыми деревнями. Считалось, что таким образом их души уходят в свободный полет и странствуют по иным мирам, оставляя свои тела в покое на земле.
В ХХ веке эти редкостные навыки северного народа руководство страны попыталось поставить на службу советской власти. Умение лопарей погружать людей в транс чрезвычайно интересовало Феликса Дзержинского, планировавшего в первые же послереволюционные годы использовать магию шаманов для создания психотропного оружия. В 1922 году Институт мозга, занимавшийся различными стратегическими разработками, отправил на Кольский полуостров экспедицию, возглавляемую Александром Барченко. Именно разгадка тайны погружения людей в транс должна была стать целью исследования группы Барченко. Но занявшись паранормальными способностями лопарей Кольского полуострова, Барченко обнаружил много других удивительных вещей.
В 1925 году нарком иностранных дел Георгий Чичерин, ознакомившись с материалами, собранными Барченко, подал в ЦК ВКП(б) докладную записку о необходимости поиска на Кольском полуострове древних артефактов, принадлежавших исчезнувшим цивилизациям, о заброшенных каменных пирамидах и некоем «лучевом оружии».
Эти же тайны позже не давали покоя секретной гитлеровской организации «Аненэрбе», занимавшейся мистическим наследием древних арийских цивилизаций и паранормальными практиками. Во времена Второй Мировой войны секретные немецкие экспедиции, прибывавшие на Кольский полуостров, пытались докопаться до того, о чем не узнали советские чекисты, изучали тысячелетние каменные лабиринты, наскальные рисунки, проводили раскопки, говорили с местными шаманами… Правда, работы велись преимущественно в зоне оккупации немецкой армии "Норвегия", а вылазки за ее пределы были сильно затруднены. Ошеломляющих открытий, которые можно было поставить на службу Рейху, "Аненэрбе" так и не сделала. В 1940-х годах лопари уже и сами подзабыли и утратили многие древние навыки и умения, а может быть, просто не захотели делиться ими с немцами.
В 2010 году в этих местах работала экспедиция ученых из Кембриджа, но их находки носили скорее археологический характер.
Зато экспедиция российских ученых под руководством Эрнеста Мулдашева, побывавшая на Кольском полуострове в 2010 году, подтвердила общие выводы. В интервью прессе Мулдашев рассказал, что кольские шаманы умеют массово зомбировать людей, этот процесс называется мерячением. ("АиФ", 2010, № 51).

Эрнст Мулдашев: Народы крайнего Севера массово зомбировали людей
Современный кольский шаман

К нашим дням шаманские практики стали исчезать под натиском цивилизации, и даже северные шаманы-нойды не могут полностью посвятить себя магии, слишком уж бурной, многообразной и динамичной становится жизнь. Однако, носители древних сакральных знаний существуют и поныне.
В шестнадцатом столетии, когда к берегам полуострова подошли два никогда не виданных здесь прежде английских корабля, саамские нойды еще в полной мере владели мистическими практиками, пришедшими из глубины веков. Тогда все шло по-старинке, согласно древним верованиям, и шаман представлял мощную и грозную силу. Миссионеры, насаждавшие на Кольском полуострове христианство, замечали, что наряду с очень привлекательными чертами – гостеприимством, спокойным нравом, сострадательностью, почтением к старшим и абсолютной честностью (лопари практически не совершали преступлений по мотивам корысти),  кольских аборигенов отличали подозрительность и упрямство.
Когда у пустынных берегов появились чужие корабли, их тут никто не ждал… Моряки, высадившиеся на незнакомую землю и отправившие несколько поисковых групп в разных направлениях, чтобы найти какое-нибудь жилье, не пытались скрыть от местных жителей свое присутствие, напротив, искали возможность установить с ними контакт. Но англичане никого не обнаружили – лопари, со свойственной им подозрительностью, прятались от пришельцев. Показаться незваным гостям аборигены не пожелали…

Корабль Ченслора у северных берегов России

Ченслор, корабль которого подошел к более обитаемым местам (ныне на месте высадки его экипажа стоит город Северодвинск, а в шестнадцатом столетии находился Николо-Карельский монастырь и маленькое рыбачье поселение), оказался в иных условиях. На Двине англичанам не пришлось долго искать аборигенов, но, судя по рассказам Ченслора, местные жители пришли в настоящий ужас, впервые увидев иностранцев: «Оглядываясь вокруг и ища пути, они [английские моряки] заметили вдалеке рыбачью лодку. Капитан Ченслор с несколькими людьми отправился к ней, чтоб завязать отношения с бывшими в ней рыбаками и узнать от них, какая здесь страна, какой народ и какой их образ жизни. Однако рыбаки, пораженные странным видом и величиной его корабля (ибо здесь до того времени ничего подобного не видели), тотчас же обратились в бегство; он все же следовал за ними и наконец догнал их. Когда Ченслор подъехал к ним, рыбаки, помертвев от страха, пали перед ним ниц и собирались целовать его ноги. Но он, по своей всегдашней большой любезности, ласково смотря на них, ободряя их знаками и жестами, отказываясь от их знаков почтения, с дружеской лаской поднимал их с земли. Даже странным кажется, как много сочувствия приобрел он в этих местах своим ласковым обращением!»
А у сэра Уиллоби, который мог вызвать у лопарей не меньший ужас, не было возможности продемонстрировать аборигенам ласковое обращение! Глядя на англичан из укрытия и оставаясь для них незримыми, местные жители испытали тот же панический страх, который не был развеян «ласковым обращением». Когда на твою землю приходит кто-то чужой и страшный, возникает естественное желание защитить ее от вторжения чужаков.
варзина.1
Варзина

Возможно, ко всему прочему, здесь имело место еще и осквернение (надо думать – неосознанное) англичанами святых мест лопарей. Сейты (или сейды) – места языческого поклонения, где стояли колдовские камни или деревья, считались уголками неприкосновенными. На Кольском полуострове строгие табу, наложенные на места древних святилищ, сохранились даже в виде географических названий. Например, название горы Воттоваара, хранящей руины древнего святилищного комплекса, в переводе с языка саами звучит как «Лес, в который нельзя ходить». И эти запреты были не случайны. Современные медицинские приборы фиксируют, что у человека побывавшего вблизи древних святилищ или оказавшегося в магических лабиринтах, происходит определенная разбалансировка функций организма.
воттоваара
Остатки древних святилищ на горе Воттоваара

Нойды были твердо уверены: духов нельзя тревожить, чтобы не навлечь их гнев. Даже самые опытные шаманы рисковали приближаться к святилищам лишь крайне редко и исключительно с целью жертвоприношения. Шум, громкие крики и суета возле сейтов были недопустимы, иначе потревоженные и обиженные духи могли оставить святое место и перестать помогать людям. Но английские моряки впервые ступили на землю Кольского полуострова, никогда не видели местных жителей и понятия не имели об их верованиях, нравах и обычаях… Впрочем, в те времена у первооткрывателей новых земель вообще не было принято чрезмерное уважение к верованиям аборигенов, достаточно вспомнить, как европейцы относились к древним святыням американских индейцев.

Священные деревья горы Воттоваара (считается, что их аномальное развитие вызвано нестабильностью геомагнитного поля)

Можно представить, что пережили лопари, увидев из своего укрытия, как англичане рубят на дрова священное дерево, в котором обитает душа умершего нойда, или топчут грязными сапогами одухотворенный камень.
Моряков на двух кораблях было в общей сложности свыше шестидесяти человек, это был довольно крупный отряд… В каком-нибудь охотничьем ските или стойбище саамских оленеводов даже не нашлось бы такого количества взрослых и сильных мужчин, чтобы оказать чужакам вооруженное сопротивление и выдворить их с заповедной земли. Да и не могли лопари пойти на кровопролитие. Не было у них в ходу кровавых убийств и других преступлений. Пришлось решиться на хитрость…
Испуганные саами обратились за помощью к опытным шаманам-нойдам, а те наверняка мобилизовали все свои силы на борьбу с вторжением иностранцев. Каким бы невероятным ни было подобное предположение, можно представить, что, выбрав момент, когда все моряки находились на кораблях, шаманы ухитрились каким-то образом вызвать у них ощущение полной заторможенности. Пришельцы впали в транс и застыли так, как были в тот роковой момент, когда их настигло злое колдовство. Кто с ложкой во рту, кто с пером в руке… И даже собаки, жившие на кораблях, разделили судьбу английского экипажа. Люди перестали двигаться, перестали поддерживать огонь, и мороз быстро довершил начатое. Замершие моряки превратились в ледяные статуи… Рискнем предположить, что поначалу лопари не желали чужакам смерти, но по каким-то причинам их шаманы не смогли или не захотели вывести моряков из транса, оставив все на волю богов…

Сейды горы Воттоваара

Эту гипотезу можно критиковать сколько угодно, но только она все расставляет по местам и все объясняет.
«Рыцарту» Ченслору, единственному из капитанов экспедиции, удалось выполнить взятую на себя миссию. Он, первый посланник английского правительства в далекую Московию, сумел наладить дипломатические и торговые отношения между двумя державами. Вернувшись в 1555 году в Лондон, он способствовал преобразованию компании  «Mystery» в Московскую (русскую) торговую компанию, ориентированную исключительно на русский импорт. Ченслор тут же снова отправился в Москву и получил у царя Ивана Васильевича для своей компании «льготную грамоту», разрешавшую свободную и беспошлинную торговлю на русских землях, устройство английских купеческих дворов в Москве, Холмогорах и Вологде и множество других привилегий. Таможенники, воеводы и царские наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании.
Отважный капитан торопился на родину, чтобы сообщить своим компаньонам о новых торговых горизонтах, открывшимся в богатой России. Вместе с Ченслором в Англию поплыл дьяк посольского приказа Осип Непея, назначенный царем исполнять должность посла при английском королевском дворе.


Палаты на Варварке в Москве, пожалованные Иваном Грозным английским купцам

Но смерть вскоре нагнала Ричарда Ченслора. Ему не удалось надолго пережить своих товарищей, погибших у Кольского побережья. Невольно возникает мысль, что смертный приговор где-то в книгах судеб был подписан всем трем капитанам северной экспедиции, но одному из них была дана отсрочка, чтобы завершить дело своей жизни.
У берегов Шотландии корабль Ченслора, возвращавшийся в Лондон, потерпел крушение. Он сам и его сын, сопровождавший отца в путешествии, погибли, спасая русских дипломатов. Осипу Непее удалось выжить и вручить английской королеве Мэри верительные грамоты русского царя. Королева Елизавета Тюдор, сводная сестра Мэри, унаследовавшая престол в 1558 году, так же была заинтересована в связях с Московской Русью и деятельности Московской торговой компании, подтвердив привилегии, данные ее коммерсантам. Несмотря на все перипетии английской и российской истории, Московская компания активно действовала вплоть до 1917 года.


Памятный камень, установленный на берегу Белого моря в месте высадки Ченслора с командой

Экспедиция Уиллоби и Ченслора, проложив морской торговый путь из Англии на север России, способствовала развитию сурового края. В городе Архангельске, быстро построенном в дельте Северной Двины в связи с развитием русско-английских коммерческих отношений, надолго, вплоть до времен Петра I, действовал практически единственный торговый порт, связывающий нашу страну с миром.
А Северо-Восточный морской путь из Европы в Азию, который пытались найти англичане, в семнадцатом столетии открыли русские моряки. В 1648 году мореход С.И. Дежнев первым в истории обогнул восточную оконечность Азии и прошел из Ледовитого океана в Тихий.


Фотографии горы Воттоваара отсюда: http://ru-tourism.livejournal.com/828082.html