?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 January 2014 @ 05:29 pm
С Отступающим!  
Год был как-то по-особому мрачным и тревожным. И богатым на негативный опыт. Но всё-таки рыба в Каме была с искусством всё в порядке: бери, сколько сможешь унести. Италия и Консерватория помогли продвинуться в направлениях, где я почти полный профан, но писать об этом не имеет смысла, лучше о "родном".
Читала маловато, всё больше специальную и справочную литературу, потому моим личным открытием стал роман Алексея Иванова "Георгаф глобус пропил". Потому его экранизацию ждала больше всего. Фильм получился достойный, то есть его не стыдно было бы показать знакомым-иностранцам (если бы мне в голову пришла такая фантазия) - качественный форматный фильм с вечно молодым, вечно пьяным героем-хабенским и скотопригоньевскими жителями. Ну а фильм года - комедия Жоры Крыжовникова "Горько!", там тоже все вечно пьяные, но это всё-таки не единственный критерий.
Западных фильмов видела мало, вспомнить особенно нечего, разве что "Только Бог простит" - и то из-за сына, которому он нравится.
Неожиданно порадовали сериалы, аж два - "Восьмидесятые" и "Оттепель". Люблю хорошие ностальгические стилизации.
Но главное, конечно, театр! Всё больше воспринимаю его не как эмоциональную и энергетическую поддержку, а как способ познания (наверное, так и надо), потому важным становится уже не только сам по себе спектакль, но весь клубок жизненных явлений, которые он на себя наматывает.
Режиссёры года - Бутусов и Богомолов. Бутусов посредством работы над спектаклем исследует жизнь, потом созданное зерно попадает в зрителя (если попадает), прорастает в нём, работа продолжается, открытия могут быть на разных этапах. Богомолов через спектакль ищет подтверждение истинам, к которым он пришёл какими-то другими способами, поэтому здесь важен результат, то есть его действенность и убедительность. В случае с Бутусовым важно, ЧТО он говорит, с Богомоловым - КАК говорит (сами истины понятны). Вдобавок Богомолов ввёл в мой личный обиход фразу, помогающую отделываться от ситуаций, над которыми не хочется ломать голову: "Этот мир придуман не нами!" - по всем законам постмодернизма переосмыслив известную цитату. Интересно, что в самом спектакле ("Карамазовы") этого момента нет, но это неважно: спектакль по разным причинам вышел за свои формальные пределы и стал общественно-культурным достоянием даже тех, кто его не видел.
В связи с бутусовскими премьерами частично ознакомилась с миром театроведов. Оказалось, что в нём очень высока степень субъективности, которая почему-то самими критиками не осознаётся. При этом при подходе к абсолютно разным спектаклям и режиссёрам используется один и тот же стандартный набор отмычек - по крайней мере на уровне статей-рецензий. Глубже вряд ли буду в это вникать, но по зрительскому впечатлению кажется, что уровень критики серьёзно отстаёт от уровня спектаклей, о которых пишут.
Надо признать, что в целом картина мира искусства и в ушедшем году, и, надеюсь, в наступившем выглядит довольно оптимистично. Намного оптимистичнее, чем просто картина мира.