lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Categories:

"Ревизор" Коляда-театр, 21 января 2014

Смотрела "Ревизора" в первый раз - и это самый мрачный спектакль Коляды из тех, что я видела. Тоже Гоголь, тоже зеркальное отражение наших представлений о том, где и как мы живём.
Мир "Ревизора" - зона, лагерный барак с соответствующей эстетикой и кодексом, мужской и женский вместе. Городничий - пахан, добродушный от благополучной жизни. Сергей Фёдоров сохранил (особенно, поначалу) ельцинские интонации Собакевича и, должно быть, неслучайно. Хлестаков - мелкий уголовник, которого принимают за авторитета. Хоть и мелкий, но уже отмороженный, у него временами лицо убийцы, возможно, и сам он в будущем убийца. Спектакль давний, но теперь за Ягодиным тянется шлейф Годунова, при том, что здесь он играет Самозванца - эффект жуткий.
Главный реквизит - земля. Из неё торчат жизнерадостные перья зелёного лука, но она только иногда земля, чаще - оборачивается грязью, и это обыгрывается многократно. Деньги - грязь, власть - грязь, тщеславие - грязь, похоть - грязь... Все привычные желания - грязь, а других и нет. Постоянное мытьё полов и обмывание ног - это наведение внешней чистоты, ритуал, не больше.
Но есть кодекс, значит, есть и позор. Стыд - единственное по-настоящему душевное движение, которое сохранили эти люди. После того, как Хлестаков надругался над женой и дочерью Городничего практически у него на глазах, тому очень трудно принять это как свою плату за будущее благополучие, потому трагедия семейства начинается ещё до прочтения письма. Сцена после отъезда Хлестакова, которая обычно решается как миражный триумф Городничего, здесь очень мрачная. Плохо даже идиотке-дочери, а Городничий и его жена пытаются хоть за что-то зацепиться, найти утешение в надежде на будущее благополучие, он - с отчаяньем, она - подавленно. После прочтения письма Тряпичкину стыд накрывает уже всех, но они быстро находят козлов отпущения и забрасывают грязью голых Добчинского и Бобчинского. Или, может, это уже земля?
Но есть и другой пласт в спектакле, и связан он с музыкальным рядом. Начинается всё с романса "В лунном сиянии" в аутентичном исполнении Евгении Смольяниновой. Интересно, что этот романс звучит в "Евгении Онегине" Туминаса как нечто чужеродное и, на мой взгляд, является одним из минусов спектакля. Здесь же он абсолютно вписывается в стилистику и придаёт "Ревизору" неожиданный, но очень уместный привкус русского модерна. Он поддерживается  шаляпинским "Кудеяром", вальсом "На сопках Манчжурии" и другими музыкальными темами - очень искренними и подлинными. Это - такое же настоящее, как земля с перьями лука, вода и бабьи телогрейки. Музыкальный ряд придаёт спектаклю бОльший объём и позволяет если не увидеть, то хотя бы допустить, что возможен и другой вариант картинки в калейдоскопе. Он же, в основном, и поддерживает гуманистическую тему спектакля.
Tags: Коляда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments