?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 March 2014 @ 01:02 am
"Тихий Дон" театр Мастерская СПб (Золотая Маска, внеконкурсный показ)  
Размер имеет значение. Спектакль, который идёт дольше 6-ти часов, по жанру приближается к эпосу, для таких спектаклей обычно характерно некое простодушие и эффект накопления к концу. Так, например, было и в "Береге Утопии". "Тихий Дон" явно проигрывает "Берегу" в одной позиции: там был Илья Исаев, который за время десятичасового существования в образе достигал такой потрясающей глубины понимания мира, смысла жизни и проч., что спектакль выходил на уровень высокого искусства.
Однако требовать того же от студентов - всё равно, что считать, будто 23-летний Шолохов действительно мог самостоятельно написать первые 2 тома романа. У каждого возраста есть свои достоинства-недостатки.
"Тихий Дон" - спектакль не просто молодёжный, он студенческий, естественно, события романа и нашей истории рассматриваются под особым углом. Честно говоря, я думала, что мелодраматическая составляющая будет ещё сильнее, чем есть.
Уже понятно, что рецепта спектакля "для всех" не существует. Этот - для непосредственного зрителя, который способен отрешиться от своего и чужого зрительского опыта и уж тем более не думать о том, какие приёмы устарели, какие - нет.
Главной ценностью спектакля я считаю вот что. Мне всё-таки очень хочется, чтобы "Тихий Дон" оставался частью нашей культуры, но читать его целиком я бы мало кому рекомендовала: он очень громоздкий, спорный, а местами очень сомнительный в художественном отношении. То, что роман (фрагментами) входит в школьную программу, я считаю одной из многих ошибок её составителей. Мне кажется, он интересен и нужен только в обработанном виде - когда к нему обращаются другие виды искусств.
Спектакль получился удачным, но искать в нём никаких "новых форм" не нужно.
 
 
 
 
Лев Семёркин: agentlev_semerkin on March 24th, 2014 08:15 am (UTC)
мне вот тоже не приходит в голову перечитывать Тихий Дон
но от текста в таком сокращенном для инсценировке виде впечатление очень сильное
это великий роман и спектакль эпический, такие постановки идут прямиком в историю театра
да, рядом с "Берегом Утопии" ("Братья и сестры", "Шум и ярость")
а новые формы - старые формы, какая разница, если так переживаешь от известия что Григорий убит, вот этот парень с которым сроднился за четыре часа - и вдруг убит (не может быть, какая-то ошибка, книга не так заканчивается)
lotta20lotta20 on March 24th, 2014 09:44 am (UTC)
Просто любителям "новых форм" такие спектакли не интересны в принципе, они не подключаются. Я встретила даже упрёк спектаклю в том, что он сворачивает на мыльную оперу. Но так говорят, как правило, те, кто ушёл с половины и никакого эффекта накопления к концу не получил. А дуракам, как известно, полработы не показывают (да и умным тоже лучше не надо))
Я получила от спектакля большое удовольствие, пополнив ряды ретроградов))
Лев Семёркинlev_semerkin on March 24th, 2014 10:09 am (UTC)
любителям "новых форм"
ну так в "Береге Утопии" новых форм еще меньше
и вместо мыльной оперы биопик
:)

и кстати, я не согласен, что новых форм совсем нет

такая большая форма явление настолько уникальное в театре, что любой такой спектакль уже является новой формой, ведь все по разному складывают композицию, даже если кирпичики традиционные
lotta20lotta20 on March 24th, 2014 11:56 am (UTC)
Re: любителям "новых форм"
я тоже думаю, что эпический спектакль уже и есть новое и уникальное)
и про "Берег" согласна тоже)) новых форм там вообще нет. И да простят меня поклонники РАМТа, если разбирать тот спектакль по косточкам, окажется, что самое сильное в нём - Исаев, каким он делается к концу и на поклонах.
НО! Сама форма (и длительность тут очень важна, равно как и способности актёров выдерживать этот марафон) способствует тому, что в итоге происходит сильное художественное впечатление и возникает образ - страны, судьбы, жизни... От мыльных опер такого не бывает.