?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 April 2014 @ 11:42 am
"Казанова Феллини"  
Вчера наткнулась на пост о Казанове http://www.peremeny.ru/blog/11333
casa
Там про героя, про его историю и, разумеется, про знаменитый фильм.
Оказывается, с фильмом дело было вот как. Феллини писал:
««Мемуары» я прочитал уже после того, как поставил свою подпись под договорным обязательством, и сразу же появилось какое-то головокружение, какое-то предчувствие: совершена ошибка. <…> Весь замысел держался лишь на моем упрямстве и на доводившей меня чуть ли не до истерики мысли: хочешь не хочешь, а картину эту снимать все равно придется. И представление о фильме, о том, каким он должен быть, тоже появилось от сознания неизбежности, от отчаяния; оно пришло извне и было совершенно чуждо и книге, и Казанове, и восемнадцатому веку, и всему, что было написано на эту тему. <…> Я преодолевал безбрежный бумажный океан «Мемуаров», продираясь сквозь огромное количество бесстрастно перечисляемых фактов, подобранных со статистической скрупулезностью, как для описи — тщательно, педантично, дотошно,— и даже казавшихся не такими уж неправдоподобными. Ничего, кроме уныния, неприязни, раздражения и скуки, они во мне не порождали; я был подавлен и безутешен. Но именно это чувство неприятия и отвращения и подсказало мне решение фильма. Я задумал показать историю человека, которого никогда не было на свете, приключения «зомби», зловещей марионетки, лишенной собственных мыслей, чувств, убеждений; некоего «итальянца», навсегда заточенного в материнском лоне и там, в этом заточении, придумывающего жизнь, которой он никогда по-настоящему не знал в своем мире, лишенном эмоций, заполненном лишь какими-то пустыми формами, картинами, чередующимися в холодном усыпляющем повторении. Пустые формы, складывающиеся и рассыпающиеся; притягательность аквариума; забытье морских глубин, где все совершенно сплющено, незнакомо, непроницаемо для нормальных человеческих чувств. Абстрактный и неопределенный по стилю фильм о «не жизни». В нем нет ни персонажей, ни ситуаций, ни предпосылок, ни развития, ни катарсиса; один механический, исступленный и бессмысленный балет музейных восковых кукол, приводимых в движение электричеством. Казанова — Пиноккио. Я отчаянно ухватился за эту идею «головокружения от пустоты», усмотрев в ней единственно возможную отправную точку для рассказа о Казанове и о его выдуманной жизни. Этот взгляд стеклянных глаз, равнодушно скользящий по действительности и впитывающий в себя ее пустоту. Взгляд без проблеска мысли, без желания как-то истолковать, прочувствовать действительность показался мне символическим: в нем для меня открылся весь драматизм всепоглощающей инертности, с которой люди влачат свою жизнь и в наши дни».
И задумалась: а за что я то люблю этот фильм? (Ведь спектакль, фильм - это не человек, не родина, всегда есть какое-то "за что")
Именно за это - за отчаянье, с которым примитивное, поверхностное, не рефлексирующее существо, живущее инстинктами и секундными импульсами, изо всех сил цепляется за Смысл. Пустой человек, зомбированный социальными манипуляторами, потерявший индивидуальность, разучившийся мыслить самостоятельно, не способный к чувствам - а вот поди ж ты!
Что им управляет, почему он не может успокоиться невинной радостью "просто жить"? Значит, есть какой-то глубинный инстинкт, заставляющий делать это...
А ещё люблю фильм за театральность.Конечно, прав Феллини, говоря о "механическом балете", "музее восковых фигур" - но это ещё и театральность высокого стиля. То, что не удалось в прошлогодней английской "Анне Карениной", у великого итальянца получилось играючи, нецеленаправленно. Его театральность - побочный эффект всё того же Смысла, который он ищет и за который цепляется так же исступлённо, как и его герой.
Tags:
 
 
 
eho_2013eho_2013 on April 3rd, 2014 07:42 pm (UTC)
Все-таки Феллини - это Феллини! "Хочешь не хочешь, а картину эту снимать все равно придется!"

Мне всегда было интересно - как у него все структурировалось в мозгу, чтобы превращаться в такие образы? "Казанову" я, кстати, люблю меньше, чем его другие фильмы. А например, "Амаркорд" или "Город женщин" - это что-то, переворачивающее рассудок.
lotta20lotta20 on April 3rd, 2014 10:48 pm (UTC)
Я долго думала, что больше всего люблю "Амаркорд". Про "Казанову" поняла неожиданно. Время меняется - что-то важное современное Феллини там ухватил, абсолютно на уровне интуиции, это особенно ценно.
eho_2013eho_2013 on April 4th, 2014 08:06 am (UTC)
Надо и мне пересмотреть "Казанову", м.б., на новом этапе жизни увижу что-то иными глазами)))