lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

сериал "Бесы", реж. Хотиненко 2014

Скажу сразу: по мне, это не худшая экранизация Достоевского. Впечатление было сильно подпорчено тем, что фильмом (и Достоевским) стали размахивать, как идеологическим флагом, потому и резонанс - соответствующий. Николай сказал, что многие пытаются найти аналоги "бесам" среди современных либералов - и безрезультатно. В итоге пришли к мрачному выводу, что сейчас Ставрогины и Верховенские работают в Кремле. Дело, думаю, не в персоналиях, а в том, нынешние либералы демонизации не поддаются, а вот кремлёвские деятели - запросто.
По фильму понятно, что талант до конца не пропьёшь и в разные игры не проиграешь, он всё равно будет чувствоваться, хотя бы проблесками. Если принять за абсолютный ноль "Карамазовых" Мороза, то Хотиненко, пожалуй, в минусе, но это всё же поинтереснее.
Что интересно? А то, что о фильме хочется думать, хотя и не всегда в благожелательном к автору контексте. Например, о том, как Маковецкий-следователь превращает Достоевского в Акунина. Или о том, что у Петеньки Верховенского могут быть абсолютно разные мотивы, в том числе, самые фрейдистские, но все будут плясать под его дудку (до поры до времени, конечно), просто потому что ему больше всех надо. Или о том, что как бы ни выглядел и как бы ни держался Ставрогин на экране, большинство зрителей скажут "фи" и будут правы. Но режиссёр, тем не менее, больше прав, определяя, что "мужчина-мечта" наших дней - это "вампир". Недаром в недавней экранизации Мопассана Роберт Патиссон сыграл Жоржа Дюруа, в котором вроде бы уж точно нет ничего демонического. Меня же вампирский Ставрогин смешил на протяжении всего фильма... точнее даже, с тех пор, как узнала о кастинге.
Перевранный финал (как и образ Даши Шатовой) озадачил, но и это лучше, чем попросту слитый финал в экранизации "Преступления и наказания".
Хотиненко, в отличие от режиссёров-иллюстраторов, явно хотел фильмом что-то своё сказать, и вовсе не то, что либерализм непременно приведёт к Майдану, как поняли многие - из-за специфики момента. Произошло некое наложение смыслов, и теперь всяк понимает в силу своей испорченности. Лично мне было показано, что "дети страшных лет России" всё равно будут заниматься личными проблемами, и двигать личные интересы, и хотеть "чай пить" - хоть бы мир проваливался в это время. И что идеи - это только прикрытие и красивая обёртка. И что всеобщей логики нет никакой, просто в какой-то момент накапливается критическая масса всеобщего эгоизма - и тогда наступают эти "страшные года".
Tags: КИНО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments