?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 October 2014 @ 01:17 am
"Конармия" реж. Максим Диденко, Мастерская Брусникина (Школа-студия МХАТ). премьера 7 октября 2014  
Шла не "на студентов", а "на режиссёра": видела фрагменты его питерского спектакля "Шинель. Балет". Кстати, и композитор тот же - Иван Кушнир. "Конармия" - спектакль авторский, не ставит целью показать, что и как могут студенты, и в этом одна из главных причин его успеха. Но они априори МОГУТ - и это другая причина. Молодые актёры прекрасно подготовлены и заражены интересом к новому, их энергетика и особенности возраста удачно используются режиссёром.
Жанр "Конармии" определён - "балет-оратория", то есть стиль похож на "Шинель", несмотря на разницу в материале. Впрочем, кое-что объединяет оба исходных произведения, а именно: роскошный, уникальный, можно сказать, культовый текст, который нуждается в особом внимании и отношении (если, конечно, его учитывать). Текст учитывается, и ещё как! Он воспроизводится разными способами: поётся, читается, декламируется, кричится, плачется... Я поняла, что в последнее время мне доставляет особое удовольствие, когда поются объёмные куски прозы.
В спектакле есть герой, глазами которого мы видим ужас Гражданской войны - молодой интеллигент в очках и с книжками, некий "бабель". И есть женщина в алом покрове - мать, Богородица. Некоторые сцены решены, как живые картины. Так, изверг-папаша, убивший сына и убитый другим сыном, становится обобщённой жертвой на руках у плакальщиц. Практически "Пьета", уложение во гроб. У плакальщиц льётся молоко изо рта, Богородица осеняет руками, расставленными, как на иконах. Потом появится ещё одно воплощение "христа", потом ещё - принявшие страданье, "как Спаситель". Но никто из них не Спаситель и разве что может сопровождать Богородицу (даже в образе осла или коня). Другая сцена - музыканты, искорёженные то ли Босхом, то ли Шагалом, у одного глазницы заткнуты комками газет. Очень хорошо поставлены сцены боя и скачки. Эти картины безумно красивы - на чёрном фоне задника, на сером фоне пола. На фоне задника иногда проявляются тусклые буквы - названия городов и местечек, через которые проходит армия. Клочья цвета - дерево столов, стульев, превращающихся в гробы, в помосты; алый покров Богородицы, знамя, кровь (хотя в основном она ржаво-коричневая), немного зелени (души замученных на какое-то время обращаются в коней, и Богородица кормит их пучками травы).
Самые тяжёлые и сложные темы решены просто: режиссёр раздел актёров. Две довольно долгих сцены студенты-мальчики играют обнажёнными: сначала торжество плоти, жизнь=смерть, потом уже просто смерть. Это восходит к символу и позволило обойтись без иллюстративных подробностей.
"Конармия" - спектакль о войне как о том, что уродует природу человека, искажает мир вокруг него. И в тоже время война (и революция - между ними знак равенства) сама порождена человеком, злом, которое живёт в людях и в какой-то момент достигает критической массы.

ка
фото: Дмитрий Лисин