?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 October 2014 @ 02:27 am
"Платонов" реж. Люк Персеваль, Театр NTGent (Гент, Бельгия) 11 октября 2014, Сезон Станиславского  
Главный элемент сценографии - рояль, поставленный на рельсы. К нему приделаны ещё какие-то музыкальные приспособления, и музыкант с их помощью издаёт различные звуки, играет мелодии, напевает что-то... В самом начале довольно долго - он играет, актёры стоят с заданными лицами, зрители ждут развития. Потом начинают покашливать - и это добавляется к полифонии. И начинается скуука, чего режиссёр и добивался.
По общему настроению и отношению к персонажам это ближе всего к бутусовскому "Иванову", только без повторов и загромождённой сцены.
Вообще-то интересно, когда европейцы играют Чехова. Язык - голландский, русский текст - титры на экране. Забавно произносимые русские имена. Ещё из "русскости"- резиновые сапоги, деревянные подпорки, похожие на стопки книг и идиотизм "духовности" на лицах (мне почему-то кажется, что это уже отсыл к достоевскому). На Платонове - майка-алкашка, он весь потрёпанный, помятый, с испитым и выразительным (от водки и от "духовности") лицом. И - брутальный. Я какое-то время всё думала, кого мне напоминает актёр, потом поняла - Ягодина! Типаж, манеры - значит, лет через 20 у Ягодина будет шанс))
Герой теряет смысл жизни, и его близкие и знакомые в его глазах начинают выглядеть и вести себя в соответствии с его знаниями о них. Все мысли, желания, движения души лезут наружу; подтексты материализуются. Контраст внешних движений (в основном, непристойных) с произносимым текстом рождает комический эффект. Актёры играют очень точно, с большой внутренней концентрацией, музыкант создаёт нужный ритм, атмосферу. И вообще всё очень качественно, без случайного, это позволяет держать внимание зрителей.
Хотя понятно, что публика тоже неслучайная, почти все готовы к трудному зрелищу. Но вот "неслучайный" пожилой товарищ рядом со мной сперва комментировал происходящее, находя сходство с тем, что ему уже приходилось видеть, потом задремал. А молодой человек по другую руку смотрел хорошо, но иногда крутил головой, отслеживая реакцию Никиты Ефремова, сидящего в ложе. Я тоже сперва покрутила головой, чтобы понять реакцию Бутусова, но с моего места его было плохо видно. А жаль: сходство этого "Платонова" и того "Иванова" действительно очень заметно, и не только в содержании, и мне кажется, если бы ему в "Иванове" достался (вдруг!) этот актёр, спектакль бы выстрелил (ох, больше 4 лет уже прошло!).
cphiledeprez4605_0-1200x807
фото http://oppeople.ru/events/platonov-lyuk-perseval/
 
 
 
skaska_skazokskaska_skazok on October 11th, 2014 11:58 pm (UTC)
У Ягодина через 20 лет будет шанс!? Да он уже сегодня сыграл бы в сто раз интереснее!
Впрочем, могу только позавидовать тому, что Вы увидели. Для меня это был абсолютно пустой, мёртвый спектакль.
lotta20lotta20 on October 12th, 2014 09:53 am (UTC)
Зря обиделись за Ягодина - я там смайликов наставила)) у него будет сомнительный шанс через 20 лет выглядеть так, как этот актёр - вот и всё))
Я в последнее время просто не знаю, как относиться к фразе "мёртвый спектакль" - это вообще что? Прожжённый циник-режиссёр решает: давай попробуем такую хрень? Или сказать нечего, а он выдавливает, вымучивает мертворождённое? Или проще: я - зритель и не вижу в твоём спектакле ничего для меня нужного?
skaska_skazokskaska_skazok on October 12th, 2014 10:48 am (UTC)
я не обиделась, нет:) просто не поняла, как их можно сравнивать: энергетичного, "заряженного" Ягодина и артиста, исполнявшего Платонова (простите, не знаю его имени - спасибо сайту СеСта).

про "мертвый спектакль". ну, конечно, я имела в виду своё восприятие: я как зритель не вижу в этом спектакле ничего нужного и думаю о том, для чего "прожжённый циник-режиссёр" "выдавливает, вымучивает мертворождённое"?:) Иными словами, я не разделяю предложенной Вами схемы:) "Мертвый спектакль" - это про спектакль, но, конечно, в этом суждении, как и в любом другом, есть место субъективности, и я не претендую на свою правоту. А только на право высказать такую точку зрения.
lotta20lotta20 on October 12th, 2014 12:25 pm (UTC)
"Артист, исполнявший Платонова" (мне тоже не удалось понять, кто он по имени), как и остальные, играет в манере, знакомой по Богомолову. Поскольку я европейских спектаклей смотрела мало, сужу по богомоловским. Мне повезло больше вашего - было интересно)
skaska_skazokskaska_skazok on October 12th, 2014 12:56 pm (UTC)
ну да, и я о том же - вам повезло больше:)
Марьяmirr_ra on October 12th, 2014 07:05 pm (UTC)
Леночка, буклет!
На нем же не только чай пить можно, в нем еще программки всех спектаклей фестиваля ;) если я не путаю, с именами актеров.

А мне говорили, как дядьку зовут, да я забыла:)
Марьяmirr_ra on October 12th, 2014 07:50 pm (UTC)
Берт Луппес!

Заморочилась и вспомнила. Харизма творит чудеса))))
lotta20lotta20 on October 12th, 2014 08:12 pm (UTC)
Ну вот и как можно было понять, что он - этот самый Луппес? В буклете просто список участников спектакля, он на 4-м месте. Так что, Маш, конкретно эта программка - больше для чая годится))
Марьяmirr_ra on October 12th, 2014 08:20 pm (UTC)
Упс. Да уж.

Ну, хоть для чего-то она годится! И то радует. Вам - медаль за изобретательное использование))))
Жанjeanix on October 13th, 2014 04:45 am (UTC)
На моём спектакле не было Бутусова, и потому на его театр Platonov не был похож. Не был похож он и на театр присутствовавших режиссёров - Женовач, Гинкас, Богомолов, …

Начальная пауза скуки никак не вызывала, она обозначала правила Platonov-игры, погружала в инфернальное пространство платоновской саморефлексии.
lotta20lotta20 on October 13th, 2014 03:58 pm (UTC)
а мне упорно лез в голову бутусовский "Иванов" - не думаю, что из-за присутствия ЮБ в зале. и не только из-за того, что Платонов - предтеча Иванова. Кстати, внешне статичные актёры, произносящие текст "в зал" - фишка "3 сестёр".
Про скуку (то есть паузу)) - конечно, это правила игры (не всеми зрителями принимаемые). Опять же - и в "Иванове" "скука" была особым эффектом. Но Персевалю удалось убедить в этом, а ЮБ когда-то не удалось.
Жанjeanix on October 13th, 2014 05:38 pm (UTC)
Персеваль vs. Бутусов
«Иванова» я не видел (он вышел в период, когда я в театр почти не ходил, и быстро сошёл), а «Три сестры» мне очень нравятся, но где-то со второго акта и далее. Подача текста в «зал», а не сценическому партнёру - это чисто внешний, формальный приём, всё же меры условности у Персеваля и у Бутусова разные. Если у П. актёры очень сильно заряжены эмоцией, то у Б. - эмоциональный градус заметно снижен. У П. мы находимся внутри сознания главного героя, в неком субъективном его пространстве, и всё воспринимаем ощущениями и рефлексиями Платонова, то у Б. зритель погружается в «объективное» (если субъективное - то режиссёрское субъективное) пространство, где же ещё сидят три сестры в чёрном, произносят слова о безнадёжности всего, а одна из них, в чёрном боди машет и машет чёрным флагом.

Персеваль поразил внятностью, чёткостью, как он кратко, всего лишь за час сорок просто рассказал о сложном. Бутусов смущает своей избыточностью, режиссёрской «многословностью».
lotta20lotta20 on October 13th, 2014 05:51 pm (UTC)
Re: Персеваль vs. Бутусов
согласна, что есть чисто формальное сходство. Говорить кратко или многословно зависит не столько от мастерства режиссёра, сколько от его индивидуальности.
Тут главное различие: Бутусов никогда не выражается через одного персонажа и через одну линию. Я неудачу "Иванова" с тем и связываю, что в пьесе вся нагрузка должна падать на Героя, остальные - сопутствующие. Я видела спектакль Ефремова со Смоктуновским - там так и было, хотя формально это был другой век режиссуры.
Если предположить того же актёра-героя (Берта Луппеса, как выяснилось) в том бутусовском спектакле, то могло сработать очень сильно! Недаром ЮБ в интервью того времени тосковал по Смоктуновскому.
Жанjeanix on October 13th, 2014 06:05 pm (UTC)
Re: Бутусов без Смоктуновского
«Иванова» со Смоктуновским я тоже видел, и в связи с этим хочу воскликнуть - И зачем Бутусову Смоктуновский?! Что он с ним будет делать?! Это актёр другого театра.

По поводу режиссёрского многословия не соглашусь: да, это определяется индивидуальностью, но всё же мастер должен вырезать лишнее, то лишнее, что в многословие проскакивает перманентно, чувствовать, и не жалея собственные придумки, вырезать.

Да, Берт Луппес - очень хорош. Очень! Да и все остальные - артисты высшего класса. На моём спектакле были актёры из 7-й студии Гоголь-Центра, и я ещё подумал - «Вам, ребята, до Берта и остальных - как до Луны!»
lotta20lotta20 on October 13th, 2014 06:42 pm (UTC)
Re: Бутусов без Смоктуновского
Мало ли что актёр другого театра, это преодолимо))
Что вырезать, не дожидаясь перитонитов - это да, но персевалевские 1час 40 и такая форма - всё-таки индивидуальное.
Жанjeanix on October 13th, 2014 07:07 pm (UTC)
Re: со Смоктуновским
Да это понятно, что такой актёр как Смоктуновский мог сыграть ВСЁ и у всякого режиссёра, другое дело, что он и стилистически и содержательно не нужен театру Бутусова, по крайней мере в нынешней его фазе 2011-14 г.г.
Не всякий режиссёр мог использовать Смоктуновского, мог ставить ему задачи соответствующие его уровню. Скорик (во МХАТе), например не мог, хотя пытался. Товстоногов и Додин - могли, Ефремов - мог, но не всегда, и у Долгачёва получилось.
lotta20lotta20 on October 13th, 2014 08:08 pm (UTC)
Re: со Смоктуновским
Возможно, для нынешнего ЮБ и не нужен - хотя даже сейчас принципиально разные с точки зрения использования актёра идут спектакли в Сатириконе, например, а Ленсовете, в Пушкинском... Но если вернуться к "Иванову", там очевидно не хватало Героя, который в спектакле подразумевался, а не вышло.