?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 October 2014 @ 03:41 am
"Три сестры" Табакерка, прогон, 12 октября 2014  
Чехова много не бывает. "Три сестры" в постановке Александра Марина - по-хорошему эмоциональный спектакль с очень живыми персонажами. Понравились сёстры: измученная "начальница" Ольга (Алена Лаптева), первая красавица города Маша (Аня Чиповская) и юная Ирина (Арина Автушенко). В спектакле показаны обычные люди, становится понятно, что ни воспитание, ни способности, ни прекрасная игра на фортепьяно (в рамках домашнего музицирования), ни итальянский язык (без практики) не гарантируют никакой "москвы", никакой иной судьбы, чем у остальных городских жителей - "мещан". Недаром первая речь Вершинина, в которой он по сути говорит о жертвенной миссии "лучших" людей, вызывает у сестёр лишь недоумение и чувство неловкости. А вот заветное слово "Москва" сразу придаёт подполковнику и шарм, и сексуальность.
Вообще, чувство неловкости, возникающее из-за чьих-нибудь слов или поступков, регулярно испытывают все персонажи (кроме Наташи), на этом основан комический эффект. С Наташей интересно: Яна Сексте делает её каким-то инопланетным паразитом, существом иной породы, это острохарактерный образ, с некоторым перебором красок, на мой взгляд. Но в любом случае вспоминаются сомнения Андрея в том, что его жена - человек.
Очевидно, что сёстры просто хотят быть счастливыми, они живут в режиме ожидания "настоящей" жизни, буквально на чемоданах, в мечтах представляя себя в вагоне поезда. Для Ирины и, пожалуй, для Ольги Москва - синоним любви. А любовь и счастье - это необыкновенное, это не всем дано. В итоге любовь и счастье "по кусочкам, урывочками" получает лишь Маша и потом теряет сразу. А Ирина, поняв, что ей в будущем уготовано или то же самое, или судьба Ольги, или (самое страшное) страсть Солёного, решает покончить с романтизмом и выбрать "обыкновенную" судьбу (о которой в начале и говорил Вершинин, как о высокой миссии). И этот её выбор, основанный на насилии над собой, убивает барона.
Понравился звукоряд - красивые рваные мелодии вальса и танго, соответствующие всему стилю спектакля. Понравились взаимодействия персонажей, с переходом внутреннего во внешнее, а игры или объятий - в драку. Балетмейстер - Николай Реутов, но его роль в спектакле ограничена несколькими неяркими номерами. Из мужчин-актёров уже хороши Евгений Миллер (Вершинин), Алексей Усольцев (Тузенбах) и, само собой, Борис Плотников (Чебутыкин). Даже не думала, что "классический" Вершинин снова обретёт в моих глазах убедительность. С "классическим" Солёным, боюсь, после бутусовского спектакля это дело безнадёжное.
Итак, спектакль очень хороший, смотрится легко, текст подаётся интересно, стали заметными и понятными некоторые чудесные мелочи, на которые раньше не обращалось внимание.
 
 
 
Жанjeanix on October 13th, 2014 06:38 am (UTC)
Но ведь Марин - Небутусов. Он режиссёр с прямыми лобовыми ходами. У него могут быть удачи (и бывают), но не на этом материале. Разве не так?
lotta20lotta20 on October 13th, 2014 03:48 pm (UTC)
Если взяться противопоставлять режиссёров, то для меня они делятся на "непрямых" (нелинейных то есть) и "просветителей")) "Просвещать" на материале Чехова вполне можно и нужно. И в этой категории спектакль, безусловно, удача.
Жанjeanix on October 13th, 2014 06:33 pm (UTC)
Деление режиссёров на нелинейных и просветителей, я не использую. Для меня существенны следующие классификации:
- живые и мёртвые, т.е. делающие живой театр и мёртвый.
- авангардисты (Мирзоев, Богомолов, Бутусов, …) и традиционалисты (Женовач, Долгачёв, Станкевич, …)
- авангардисты в свою очередь могут подразделяться на формалистов и новаторов.

Марин со своим просветительским пафосом пересказа романа «Идиот» или пьесы «Утиная охота» часто скатывается в мёртвый театр, хотя и живой театр у него бывал, например в «Скрипке и немножко нервно», объясняю это во много свежестью пьесы.
lotta20lotta20 on October 13th, 2014 07:57 pm (UTC)
Я уже в связи с Персевалем пыталась прояснить, что такое живой или мёртвый в применению к театру. Так и не поняла, всё слишком субъективно. Поскольку "Три сестры" красивы, смотреть интересно, сеют разумное, доброе - это спектакль нужный и полезный. Кому интересно? Аудитория есть, и входят в неё не только те, кто ищет развлечений.
Жанjeanix on October 13th, 2014 08:26 pm (UTC)
аудитория есть, перспективы нет
Процитирую (по памяти) свою ЖЖ подругу staruska: «то, что сейчас происходит в Табакерке [после ухода Карбаускиса и Богомолова, а я ещё добавлю - после ухода Станкевича] - это системная ошибка: большие актёры работают с небольшой режиссурой». Получается: глубокий театр на мелких местах. Табакерке надо смотреть в перспективу - они скоро-скоро получают новое здание с большим залом и залами, продать подвал на 100 мест - не вопрос, но на спектаклях Марина большой зал уже не заполнить. Перспективы, больших и хотя перспективных режиссёров в Табакерке пока нет.
lotta20lotta20 on October 13th, 2014 08:32 pm (UTC)
Re: аудитория есть, перспективы нет
а вот тут совсем не берусь судить! у меня с Табакеркой нет системного знакомства, только точечные - отдельные спектакли.
Заполнить большой зал - проблема в принципе, это от многого зависит. И - не все актёры мне показались большими.
Жанjeanix on October 13th, 2014 08:37 pm (UTC)
Re: Живой театр и Марин
Не понял - уж Персеваль то какое отношение может иметь к мёртвому театру?

Я ничего против маринских «3 сестёр» не имею, я их ведь даже не видел, месседж, что Вы считали - вполне чеховский («Надо жить…»). Может спектакль и получился, только одними мариными Табакерка жива не будет.
lotta20lotta20 on October 13th, 2014 08:51 pm (UTC)
Re: Живой театр и Марин
Я тоже думаю, что одним просветительством никакой театр не будет жив.
А про Персеваля - гляньте комменты у меня в посте.