?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 November 2014 @ 04:21 pm
"Отелло", Сатирикон, 15 ноября 2014  
Спектакль будет еще и 26-го ноября, дальнейшая его судьба неизвестна: в афише ближайших месяцев он не заявлен, а потом - ремонт Сатирикона, что неизбежно скажется на репертуаре. Я уже предупредила всех своих знакомых, чтобы шли смотреть или пересматривать, и, видимо, не я одна: в переполненном зале было мало случайных людей. Но загадывать на будущее не стану: я уже столько раз мысленно прощалась со спектаклем, что и сейчас надеюсь на лучшее.
"Отелло" - мой любимый спектакль последнего времени. Он странный: изломанный, болезненный, с кажущейся необязательностью элементов, с безумной сценографией, изменчивый... "неверный, как вода". Помню, как приглашенные критики переписывались на фб в антракте (а может, и во время действия, с них станется), спрашивали друг друга: кто-нибудь что-нибудь понял? И радостно отвечали: нет!
И это жизнерадостное "нет" потом проникло почти во все критические статьи, сделало их бессмысленными, а меня заставило с бОльшим вниманием присмотреться к коммунальной квартире российского театроведения. С очень неутешительными выводами.
"Отелло" стал первым спектаклем, для понимания которого критические статьи не дали НИЧЕГО (потом это повторилось с "Тремя сестрами", с "Карамазовыми", и дальше, думаю, будет нормой). Главная причина в том, что режиссерский театр усложняется, к этому не готово не только большинство актеров, но и все театроведенье, оно буксует, цепляясь за собственные штампы, немногие точные мысли тонут в общем словопотоке. А вот впечатления отдельных зрителей, выраженные в блогах или в простых разговорах, оказались намного интереснее и полезнее.
Ничего похожего в театре больше не будет. Во-первых, не нужен повтор, а во-вторых, вряд ли у кого-то достанет смелости материализовать на сцене весь мусор из головы, души, жизни - и сделать это так, чтобы на общем фоне не потерялись актеры. Дело ведь еще и в самих актерах. В спектакле прекрасно работает вся сатириконовская бутусовская команда, но чтобы сцементировать сложную и внутренне противоречивую структуру, избавить ее от формализма, понадобилась концентрация актерских сил - по смыслу и по энергетике.
В спектакле 15-го ноября снова изменены некоторые мизансцены, что-то сокращено, что-то добавлено, это какая-то вечно "ускользающая красота", но впечатление, тем не менее, цельное (это подтвердили смотревшие впервые, причем с разных мест - и вблизи, и вдали). Держат на себе всю конструкцию двое - Отелло и Яго, Денис Суханов и Тимофей Трибунцев.
Герои, подобные Яго, в принципе уже известны, они на первых или вторых ролях существуют почти во всех спектаклях Бутусова. Речь о закомплексованном человеке, который очень хочет заявить о себе миру. Яго, Ричард, Эдмонд продумывают сценарий, заставляя своих врагов играть по их правилам, чтобы в конце концов уничтожить их. У них есть актеры (их противники) и зрители (непосредственно зал), сочувствием которых им очень важно заручиться. В этом смысле другая роль Трибунцева - Треплев (тоже закомплексованный, тоже "режиссер")- намного сложнее и интереснее. Поэтому я не очень понимаю тех, кто считает Яго главным героем этого спектакля, причина, возможно, в отторжении Отелло - такого Отелло. О нем и о его мире - внешнем и внутреннем, открывшемся благодаря стараниям Яго, я еще буду писать, он для меня важен.

т и д
фото: С.Петров