lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Categories:

"Кабаре Брехт", театр им. Ленсовета, 4 января 2015

Это был главный спектакль, ради которого состоялась поездка в Питер. Я уже видела много фрагментов и фото, слышала и читала много откликов и в принципе знала, что меня ждет, но это именно тот случай, когда лучше увидеть. Сначала хочу сказать о недостатках, чтобы сразу отделаться. Не буду оригинальна: это действительно "кабаре", студенческий спектакль-концерт с сильной сквозной антивоенной темой. Так и было задумано, и никто не стал бы предъявлять претензии, если бы не одно "но". Дело в том, что в 1-м действии возникает прямо до дрожи в руках чувство, что скоро произойдет нечто важное: открытие, решение серьезного вопроса, катарсис... А потом это чувство уходит, растворяется, и ты уже просто сидишь, смотришь и слушаешь "концерт на тему"... Обещанный в 1-м действии серьезный и глубокий спектакль буксует и теряется за чередованием "номеров" и текстов. Дело в том, что не происходит развития - действия, образа, энергетики, поэтому важными оказываются лишь конкретные моменты.
И снова не буду оригинальной: главное открытие и главная художественная ценность спектакля - это образ Брехта, герой в исполнении молодого актера Сергея Волкова. Даже слабость драматургии и отсутствие динамики не сказалось на уровне - это очень серьезная актерская работа, которая и держит весь спектакль. Брехт - художник с активной общественной позицией, живущий во времена потрясений. Его творческие установки противоречат традиционным, его личная жизнь противоречит правилам морали. Он интеллектуал и труженик, но в то же время это человек земных страстей и привычек, он зависим от любимой женщины, его представление о мужественности не совпадает с тем, что навязывается государством: позицию Брехта в данном случае озвучивает своими словами "актер призывного возраста", который готов отказаться от звания "настоящего мужчины", лишь бы не защищать интересы чужих, а потому враждебных ему сил, какими бы высокими словами они ни прикрывались. Он даже готов стать "беженцем", то есть отказаться и от идеи родины - в навязанном ему смысле. Лучшие "номера" КБ так или иначе связаны с этими главными темами: антивоенный пафос и противопоставление живых человеческих чувств фальшивому официозу. Их довольно много - удачных, наибольшее впечатление на меня произвели сценка с "медной кружечкой", прекрасное танго под музыку Шнитке и, конечно, пародия на телеведущую программы "Время". О последнем разговор особый: я не люблю прямые "актуальные" включения в спектакли, обычно они малохудожественны и их даже пародийность не спасает. Но тут все получилось на редкость удачно. Актриса двигается по-кукольному механически, но точно воспроизводит движения и манеры телеведущей. Интонирует текст, как положено, не обращая внимания на смысл, но с четким посылом. Она и сама - зомби и умело выполняет правила по зомбированию зрителей. В последнем (третьем) включении она отбрасывает правила, ломает сценарий и поет зонг. Эти сцены служат перебивками и идут на пользу целостности спектакля.
Помимо антивоенной и любовной линий, возможно, самая важная для режиссера - тема творчества. Пожалуй, только в этом спектакле Бутусов напрямую связал творчество не только с личной жизнью (это он уже делал - в "Чайке", например), но и с жизнью общественной, жизнью родной страны и мира. И в этом ему помог Брехт - не столько его тексты, теоретические рассуждения и биографические данные, сколько сам Образ Героя, вырастающий и из текстов, и из биографии, и из музыки Курта Вайля, и из большой любви Бутусова к драматургу, а актера - к своему герою, противоречивому, притягательному, а иногда отталкивающему и неприятному, но талантливому, действующему и живому.

брехт
фото: Виктор Васильев
Tags: театр, театр Ленсовета
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments