?

Log in

No account? Create an account
 
 
15 May 2009 @ 04:51 pm
"Доходное место" Сатирикон  


На меня - откуда не ждали - свалился спектакль о любви. Александр Островский. "Доходное место".
А ведь я уже видела прогон - и ни о чём таком не думала. Правда, дядюшку играл Аверин.
Сейчас могу писать только о главных героях.
Cкажу сразу: я рада, что Денис Суханов в новой версии уже не Жадов. Охотно верю тем, кто уверяет, что его исполнение было гениальным, но сам герой мне никогда не нравился. Для того, чтобы одушевить столь дубовый текст нужны усилия сверх-актёра (Суханов таков и есть, но, по-моему, он уже перерос эту роль). ПРОСТО актёр, произносящий  пафосные монологи, рискует вызвать устойчивую антипатию зрителей, а это опасно, так как присходит профанация Идеи. Поскольку сверх-актёров нужного возраста поди поищи, возможен и другой вариант: герой-неформал типа начинающего Раскольникова, которого мог бы сыграть Осипов (права Ирина!), но никак не подчёркнуто стандартный Бардуков.

В общем, я легко смирилась с тем, что Суханов играет дядюшку- Вышневского, потому что вот он- то мне нравился всегда. Во-первых, это человек страстный, а именно такие герои наиболее интересны на сцене (да и в жизни). Во-вторых, он - умный.
На мой взгляд, Аверин и Суханов в этой роли играют РАЗНОЕ. Вышневский-Аверин эмоционален, он порабощён своим чувством к жене, его очень жалко (мне всех героев Аверина жалко!). С другими -  он сильный и умный, с ней - беспомощный и слабый.
Суханов играет СТРАСТЬ. Страстность натуры - одно из основополагающих свойств Вышневского, определяющее масштаб его личности. Он прекрасно знает цену этой женщине (получить которую он мог только таким путём, что бы там она ни говорила), но он знает цену и своему чувству, а оно (как это бывает у мужчин) очень важно для него САМО ПО СЕБЕ. Он требует от жены не так уж и многого, во всяком случае, не ответной любви.
В этом смысле Марьяна Спивак идеально подходит Суханову. Её героиня - очень красивая, что называется, "созданная для роскоши", холодная, как статуя, эгоистичная (несмотря на претензии казаться несчастной) - действительно может вызвать сильное чувство у мужчины, в котором живёт инстинкт саморазрушения. Мы ничего не знаем о его прошлом, но видим настоящую трагедию неудавшейся жизни. Вышневский - очень сложный человек, он искренне привязан к племяннику (и в тайне желает победы этих новых "честных" людей), с симпатией относится к Юсову. Одна из лучших сцен спектакля - когда он идёт к жене с цветами и очередным подарком. Ему немного стыдно, но иначе нельзя, он переглядывается с Юсовым, ожидая от него понимания - из соображений мужской солидарности. При этом - потрясающее чувство собственного достоинства.
Это всё - в первом действии. Во втором  пришлось выдерживать бесконечные бессмысленные сцены с Жадовым, его пафос и юродство. Всё это - в ожидании последнего появления Вышневского, хотя должна признать, что это ожидание скрашивали чудесные Дровосекова-Кукушкина и Сиятвинда-Юсов.
Финальную сцену Вышневского я пока описывать не берусь. Я предполагала, что Суханов может всё - но не до такой же степени! Глубина - удивительная, психологическая достоверность - полная, бесконечное число оттенков и - потрясающая сила воздействия. Колоссальный актёр. И какое огромное счастье -  этот спектакль (а Жадов - да Бог с ним!).

     Денис - победитель.

Значит, так он будет выглядеть лет через пятнадцать.   

фото Елены Касаткиной