lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Category:

"Красный угол" Молодежный театр "Предел", г. Скопин "Маска Плюс", ЦИМ

"Предел" - это молодежный народный театр из маленького города Скопина Рязанской области. В нем иногда играют профессиональные актеры, но в основном - совсем юные ребята и даже дети, то есть театр самодеятельный, это принципиально. В то же время он - авторский, в нем реализует свои творческие исследования интересный художник - Владимир Дель, основатель театра. Я видела записи его постановок "Моцарт и Сальери" и "Диаволов водевиль" (они есть в сети) и могу сказать, что Дель - режиссер непростой и ненаивный, но для спектакля "Красный угол" он выбирает простую и ясную форму, точно соответствующую задаче - пробудить в зрителе чувство сопричастности к народу и его истории. "Красный угол" - это "действо по обрядам и традициям женского костюма", здесь все подлинное: и старинные наряды, в которых актеры чувствуют себя так, как когда-то чувствовали себя их предки - в важные и праздничные дни своей жизни, и колдовской веник, и песни, плачи, причитания (в действе участвует народный ансамбль "Зоренька"), и блеск глаз, и смятенье чувств... Любовь к жизни, к людям, к тем, кому мы обязаны своей культурой (да и жизнью) - вот что льется со сцены непрерывным и мощным потоком.

Понятно, что главными хранителями народного искусства и исторической памяти были женщины. В старинных женских костюмах зашифровано знание и представление наших предков о жизни и судьбе. Спектакль помогает хотя бы немного понять и раскрыть этот таинственный код. Костюмам 100-200 лет, но это не музейные экспонаты, они живут на сцене, да и в сундуках тоже живут, так как хранятся по старинным правилам. В рязанской глубинке есть село Секирино, жители которого до сих пор - частично - сохранили материальную культуру своих предков, большинство костюмов - оттуда. Ирина Дель - автор сценария и практически соавтор спектакля - руководит им "изнутри", рассказывая и показывая, как складывать наряды, из чего состоит "смертный узел"... И мы видим, что множество бытовых мелочей нашей жизни когда-то представляли собой ритуал, действия, наполненные глубоким смыслом. Юные девушки-актрисы все это знают, чувствуют - от этого тоже возникает ощущение подлинности происходящего.

"Красный угол" - "женский" спектакль, в том смысле, что именно судьба русской женщины, главные события, "узлы", ее жизни стали его основой. Но "ведет" его Владимир Дель, и если попытаться выделить главного героя, то он им и окажется - человек, который и сам является частью народной стихии, но в то же время способен остановиться, взглянуть со стороны... и впасть в отчаянье, потому что народная культура гибнет, исчезает на его глазах. Это герой активный, его отчаянье, его боль побуждают к действию. Он работает сам: ищет, сохраняет, создает спектакли, он воздействует на зрителей и тех, кто оказался как-то сопричастным его театру (а таких людей много - театр же самодеятельный).
Я чувствовала и видела, что спектакль легко можно превратить в произведение искусства привычного московскому зрителю профессионального уровня и формата: усилить и довести до конца отдельные моменты, отрепетировать до автоматизма сцены... Но такой задачи не ставилось. "Красный угол" - это и правда "действо", открытое, живое и изменчивое. Здесь много места для импровизации и интерактива, здесь зрители с радостью выходят на сцену. А обсуждение спектакля по сути продолжает его. Зрителей на обсуждение осталось много не только из-за желания задать вопросы - просто хотелось побыть вместе, не расплескать чувство сопричастности к важному творческому событию.

В наше время (не знаю, сколько его осталось) спектакль не подчиняется жестким законам и правилам, его границы и форму определяет сам режиссер. Главное - достижение художественной цели. "Красный угол" свою задачу выполняет по-настоящему: и по воздействию на зрителя, и по исследованию важного пласта русской жизни и культуры. Он возвращает к подлинности, заставляет отторгать попсовое, развлекательное, псевдонародное - тот суррогат, который мы видим по тв или (не приведи Бог!) на современных свадебных обрядах. Это очень серьезное и важное дело - сделать настоящее народное искусство достоянием многих людей.

Tags: Дель, ЦИМ, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments