?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 May 2015 @ 12:51 pm
Достоевский в "Борисе Годунове"  
Получается, что Достоевский все же отомстил Богомолову. Ну не отомстил - взял свое, посредством Пушкина. В "Карамазовых" режиссер переиначивал текст и тасовал образы так, как ему было выгодно. Надо было скомпрометировать Зосиму и "духовность" - отдал их на откуп Смердякову, тот что хочешь скомпрометирует. И наоборот, ракитинско-смердяковский "космополитизм" у него забрал, поскольку идея симпатичная, и вообще убрал из спектакля. Как и поляков убрал, потому что оставлять их в "достоевском" виде было невыгодно, а по-другому не получилось. Теперь поляки прилетели в "Бориса Годунова", причем парочка Мнишек-Вишневецкий так и просится в Мокрое, разве что постарше и одеты прилично.
И Смердяков со своим желанием, чтобы "умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе", тоже в "Годунове" есть: Богомолов скрестил его с Отрепьевым, получился страшный русский отморозок без роду и племени, возможный побочный продукт Федора Палыча. И вот что интересно. В "Карамазовых" Федор Палыч оказался очень неожиданным, именно его вывернутое наизнанку жизнелюбие стало основой всех жизненных и смертных процессов. Но поскольку все же хотелось поближе к Достоевскому, мне Миркурбанов представлялся в бОльшей степени Смердяковым, не Федором Палычем, а его сыном - со сложным российским безумием в лице. Выходит, что теперь актер его и сыграл, но в другом спектакле. Гришка Отрепьев - совершенно "достоевский" персонаж, хотя и без рефлексии, она у него на бессознательном уровне происходит, как и у Смердякова.
А я теперь буду ждать, когда и как Богомолову аукнется отсутствующий в "Карамазовых" Великий Инквизитор.
 
 
 
Лев Семёркинlev_semerkin on May 3rd, 2015 09:34 am (UTC)
на бессознательном уровне
интересно

но все же рефлексия не может "происходить на бессознательном уровне"
рефлексия происходит в сознании (на бессознательном уровне только рефлексы :)
и Смердяков арефлексивный персонаж, ему неведома рефлексия
(а вот у Отрепьева рефлексия есть)

в спектаклях Богомолова персонажи арефлексивны, как правило
самое явное исключение - Глостер в Лире
lotta20lotta20 on May 3rd, 2015 10:05 am (UTC)
Re: на бессознательном уровне
ну вот Отрепьев получился такой богомоловский-достоевский персонаж)
То, что в пьесе он переживает и пытается осмыслить, в спектакле идет впроброс, у него внутри каша, которая выплескивается импульсами. Получился Смердяков-отморозок, никак не лакей.