lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Categories:

"Все оттенки голубого" Сатирикон, прогон, 23 мая 2015

Спектакль с маркировкой 21+, способствующий смягчению нравов. Это, по-моему, первый случай в Сатириконе, когда +21, причем именно этот спектакль нуждается в снижении порога, его нужно смотреть ровесникам героя, то есть шестнадцатилетним. Я уверена, что Райкина привлекла не скандальность темы, не эпатаж, а желание высказаться: скандальная слава Сатирикону не нужна, напротив, опасна, и тем не менее театр на нее пошел.
Если отстраниться от конкретики, увидим, что и недавняя "Кухня" была про это - про то, что для любого общества самое важное - человек, а не абстрактные "традиционные ценности", веками выработанные для того, чтобы упростить жизнь большинству. Но "Кухня" - спектакль формальный, к тому же поставленной по архаичной пьесе, "Все оттенки" намного интереснее. Во-первых, современный материал, узнаваемые реалии (драматург - Владимир Зайцев, совпадение с романом Мураками ничтожное). Во-вторых, "одинокий голос человека" был поручен тому же актеру, кто и в "Кухне" прозвучал сильнее и точнее всех, но там у него был только один монолог, да и то не главный. В "Оттенках" у Никиты Смольянинова не просто главная роль: сам спектакль по сути - это его рассказ, его поток сознания, и он с такой задачей справляется. Важно еще и то, что молодой актер выглядит, как старшеклассник, и по возрасту недалеко ушел от героя - почти ребенка, только начинающего узнавать взрослую жизнь и сильно зависящего от родителей.
Актеры Сатирикона, как правило, играют неровно, на разных уровнях, но в этом спектакле точно подобраны главные исполнители. У Агриппины Стекловой - серьезная роль матери мальчика, с большим диапазоном возможностей, которые актриса использует в полной мере. Трагические сцены заставили вспомнить ее великолепную Елизавету в "Ричарде III". В роли отца - Владимир Большов и Олег Тополянский. Мне вчера достался Тополянский - очень хорошая, сильная работа. Еще отметила бы монолог учительницы в исполнении Алены Разживиной и девочку Вику - Елизавету Мартинес.
Я уверена, что нарастающему кликушеству "активистов" нельзя противостоять только с помощью стеба и высокомерного снобизма, как это происходит обычно. Райкин пытается говорить с полузомбированным зрителем на языке, который может быть ему понятен и не будет вызывать сильного отторжения. Понятно, что любая симпатия к человеку, который "не как все" сейчас может быть расценена как "пропаганда гомосексуализма", и театр действительно идет на риск, затрагивая столь болезненные вопросы. Но тема, конечно же, намного шире. И неслучайно никаких специфических сцен, способных шокировать зрителей или, напротив, привлечь их, в спектакле нет. В этом смысле "Оттенки" принципиально отличаются от "юго-западной" "Комнаты Джованни" (кстати, Валерий Белякович вчера присутствовал на прогоне).
И едва ли не более важными и проблемными оказываются роли родителей мальчика - людей, которые должны сделать выбор между "традиционными ценностями", сформулированными обществом, и законом природы, требующим, чтобы родители защищали и охраняли своего ребенка (не совершившего никакого преступления, никакой подлости!).
Спектакль поставлен по-хорошему просто, с использованием сильных сторон Сатирикона. Он динамичен, сначала в нем много смешных моментов, с помощью которых зрителя "приучают" к теме. Нецензурная лексика, скорее всего, на премьере уйдет (хотя ее использование оправданно и создает нужный эффект). Простое, но очень подходящее к случаю музыкальное оформление - Чайковский.

Tags: САТИРИКОН, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments