lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Categories:

"Все мы прекрасные люди", театр имени Ленсовета, 15 июня 2015

Получается, что вопрос "знает ли невеста по-французски?" волновал Юрия Бутусова еще до обращения к "Женитьбе". Спектакль "Все мы прекрасные люди" не просто о любви, он об "отношениях", а в этой науке французы преуспели больше всех.
И еще один момент представляется важным: Тургенев и сам в душе (когда писал пьесу) был не совсем русским, мотался то за границу, то в Россию, дома чувствовал себя в гостях, в Спасском мечтал о Париже, в Париже - вспоминал родину. Это очень интересно обыграно в спектакле: ироничные "музейные" интермедии, псевдонародные "сцены ревности", служанка с косой неимоверной длины, деревенская эротика (только этим, кстати, могу объяснить появление голого слуги Матвея... если вообще это чем-то можно объяснить).
Так что французский след в спектакле логичен и оправдан, он придает ему шик и шарм. Влюбленная Наталья Петровна временами выглядит, как парижская штучка: современная молодая женщина, даже девушка, созданная для любовных приключений. И эта легкость, это изящество вдруг исчезают, а французский любовный роман переходит в трудную и мрачную русскую драму - как французская песенка в русскую - глубокую, народную...
Так же интересно используется аккордеон - французский брат русской деревенской гармошки. Тут уже не только музыка, герои сами расхаживают с этими инструментами, периодически что-то наигрывая на них.
Два главных впечатления, две актерских звезды в этот мой приезд в Питер - Анна Ковальчук и Сергей Перегудов - прекрасно овладели этим "французско-нижегородским" стилем, их точная игра и то, как развиваются о начала действия к его концу их персонажи, определяют успех спектакля.
В игре Перегудова много внутренней свободы, шика и самоиронии. При этом он внешне очень похож на тургеневского героя (и даже на самого Тургенева). Я разделяю его недоумение по поводу выбора Натальи Петровны (да и Верочки), хотя он сам ловко объяснил этот выбор.
По поводу роли Беляева у меня есть вопросы, так как вся круговерть развернулась вокруг именно этого героя. Иван Бровин - красивый молодой мужчина, но уж никак не студент "призывного возраста", производить впечатление юностью - не его стиль. Но и "красавца" или "умника" он не играет, а для "сироты", которого хочется пожалеть, опять же слишком взрослый. Так что непонятно, как ему удалось сломать жизнь двум незаурядным женщинам (вариант "ну вот так получилось" меня не устраивает).
Еще один вопрос - к исчезновению из спектакля важного персонажа - Лизаветы Богдановны, к которой обращен монолог Шпигельского (у тех, кто не знает содержания пьесы, в голове начинается путаница - ведь Шпигельский не только сам сватается, но и выступает сватом).
А вот метаморфозы, произошедшие с маменькой Ислаева, очень удачно сказались и на смысле спектакля, и на его "театральности". Галина Субботина тоже играет что-то "французско-нижегородское": почти лотрековский персонаж - ироничная, полупьяная, экстравагантная женщина в возрасте, "с опытом". Вот только опыт у нее совсем другой: позади жизнь без любви и, возможно, даже без приключений. Любовная драма Натальи Петровны будоражит в унылой, классической свекрови тоску по несостоявшемуся. Она вроде бы на стороне сына... но не может удержаться, чтобы не уколоть его: маленькая месть умершему мужу, который вот так же, сам того не желая, лишил ее женского счастья.
Наталья Петровна, а потом и Верочка повторяют ее судьбу. Три главные женщины спектакля - жертвы одних и тех же обстоятельств. Все "прекрасные люди" неспособны ни бороться за собственное счастье, ни сделать счастливыми других.
Спектакль далек от традиционного представления о том, как надо ставить Тургенева, но в то же время очень тургеневский - тонкий, красивый, легкий. А по атмосфере - очень бутусовский.
Tags: БУТУСОВ, театр, театр Ленсовета
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments