lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Портрет" Гоголя в РАМТе. Е. Редько

На этот моно-спектакль я шла с опаской: мне так понравился "Портрет" в исполнении Аверина-Стекловой-Большова, зачем же мне другой?
Не надо бояться, не надо сравнивать! Спасибо гоголевскому юбилею за эту чудесную возможность видеть РАЗНОЕ.
"Портрет" в музее Пушкина был цветным, камерным, он вызывал ВОСПОМИНАНИЯ об эпохе, в которой мы никогда не жили, о мире другом и странном. А здесь, на просторной сцене РАМТа, открытой всем ветрам с Невы, метался несчастный художник Чартков - то слушая музыку сфер, то ужасаясь открывшейся перед ним бездне.
Сапоги разночинца, тёмные кудри Раскольникова, измученное лицо. Чёрно-белая петербуржская ночь. На мой взгляд, это скорее Достоевский, чем Гоголь. Парадоксально, но актёры Сатирикона, одетые в соответствующие эпохе костюмы, выдавали больше гоголевского сюрреализма, чем Редько в своём условно-романтическом обличии: он - человек, живущий в одном измерении с нами, со своими тараканами в голове, с проблемами и комплексами. Он слышит музыку и дает нам осознать (или почувствовать) присутствие в жизни того идеала красоты, которому он призван служить своим талантом. Но тут же музыка пугает его - олицетворяя собой непонятный мир и тёмную сторону его натуры.
Красавец-гобоист, появляясь на сцене, обозначает борьбу двух начал в душе художника. Оркестр вообще - прекрасен! Музыка - само собой, и к тому же - как они выглядят! Музыканты в своих чудесных костюмах, с инструментами, с пюпитрами, но которых лежат ноты - это ко всему прочему живая декорация, усиливающая воздействие игры актёра.
Спектакль чёрно-белый,  странно даже подумать о том, что картины Чарткова - цветные. И это опять же говорит о близости к Достоевскому: куча бытовых подробностей и раблезианское ощущение жизни присутствуют у Гоголя даже в "Петербургских повестях". Мир, представленный нам в спектакле, почти целиком условен: ведь речь идёт ТОЛЬКО о жизни духа, о борьбе двух начал в душе человека, о выборе, который вынужден совершить почти всякий художник. Здесь нет никакой нечистой силы, потому что "две бездны" РЕАЛЬНО присутствуют внутри  каждого из нас.
А в том, что Е. Редько - актёр "во вкусе Достоевского", я и раньше не сомневалась.

 

http://www.e-redko.ru/theatre/portret/980.jpg
Tags: РАМТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments